Завершая нашу телевизионно-потребительскую трилогию, поговорим о том, на что следует обратить внимание, когда вы собираетесь купить телевизор на базе плазменной панели. Большие (а порой очень большие) размеры диагоналей, привычное по телевизорам на базе ЭЛТ формирование изображения светящимся люминофором, глубокий черный, высокий контраст, отличная цветопередача - неоспоримые преимущества, привлекающие покупателей.
Как и в предыдущих статьях цикла, не будем останавливаться на технологиях плазменных панелей, о которых мы уже писали, а рассмотрим определяемые этими технологиями особенности, влияющие на выбор телевизора при покупке. Одной из таких особенностей явилось то, что сделать плазменную панель полного HD-формата 1920х1080 оказалось делом непростым. Середина прошлого года породила множество слухов и кривотолков по этому поводу. От предположений, что плазменные панели смогут занять только бюджетную или эконом нишу SD форматов (точнее ED* - для формата 9х16) до слухов о невозможности или нецелесообразности производства HD TV панелей ввиду крайней дороговизны. Но технологии не стояли на месте и сегодня на рынке уже появились плазменные панели девятого поколения.
Явные плюсы. Проблема ЭЛТ телевизоров сведения лучей или нарушение геометрии изображения у плазменных панелей, как и ЖК, "отсутствуют как класс". Они не мерцают как ЭЛТ с частотой обновления 50 Герц. Отсутствие лампы подсветки снимает еще три проблемы сразу: неравномерность яркости, ограниченность углов просмотра, недостаточную глубину черного цвета. По таким показателям как время отклика и контраст изображения плазма лучше, чем ЖК. Способность же современных плазменных панелей отображать миллиарды цветовых оттенков - одно из основных преимуществ технологии.
Размер диагонали. У плазменных панелей с этим никогда не было проблем. Самые "маленькие" телевизоры начинаются от 32 дюймов, появились телевизоры с диагональю панели до 103 дюймов. Что ни говорите, а 260-сантиметровый экран для обычной квартиры впечатлит кого угодно. Впрочем, тут необходимо отметить, что выбирая большие размеры необходимо руководствоваться здравым смыслом. Прежде всего, вспомним старое правило "трех диагоналей" - смотреть телевизор с расстояния, не менее чем втрое большего, чем размер диагонали. Со времен ЭЛТ это объяснялось повышенным излучением, приводящим к утомлению зрения. Но дело скорее в том, что у стандартного разрешения на более близких расстояниях от экрана становится заметной "пикселизация" - зернистость изображения. Для панели 42 дюйма, оптимальным расстоянием до экрана будут минимум три метра, которые найдутся в любой квартире. Именно поэтому "плазма" такого размера - лидер продаж России вот уже несколько лет.
Разрешение. Если большие диагонали "даются" плазме легче чем ЖК-панелям, то с разрешением дела обстоят иначе. Высокое разрешение на "плазме" связано с большими, чем в ЖК, технологическими проблемами. Рекомендации по выбору здесь будут во многом аналогичными рекомендациям по выбору ЖК телевизоров. Если у нас нет источников сигнала HD-формата, то вполне комфортно можно смотреть "обычные" 853х480, не забывая о "трех диагоналях" при выборе размера. Телевизоры больших разрешений обычно более совершенны. Даже при просмотре видеосигнала стандартной четкости, встроенные видеопроцессоры интерполируют изображение, уменьшая эффект зазубренности наклонных линий. Это также уменьшает зернистость изображения, позволяя смотреть большие экраны с меньших расстояний. Следующее популярное разрешение - 1280х720. Оно позволяет смотреть без искажений альтернативный формат HD - 720p. Если такой телевизор может интерполировать "полный" формат HD - 1080i, то он маркируется как HD-Ready и позволит насладиться просмотром как SD, так и HD сигнала, правда, с некоторым ухудшением последнего. Наконец - HDTV. Эти телевизоры демонстрируют 1080i без искажений, а наиболее совершенные модели девятого поколения - даже 1080p.
Чересстрочная (interlaced) развертка появилась на заре телевидения, при черно-белом периоде. Для передачи видеосигнала требовалась полоса 13 МГц, что вызывало технические проблемы, введение чересстрочной развертки позволило уменьшить полосу до 6,5 МГц. Кадр разбивается на два полукадра, называемых полями, состоящих из четных и нечетных строк, и выводится на экран не сразу, а поле за полем (как например в1080i). В прогрессивной же развертке, весь кадр выводится на экран сразу (720p, 1080p).
Но так ли страшен interlace как его малюют? При съемке, кадр также формируется из двух полей - четного и нечетного. Это приводит к тому, что движущиеся объекты в кадре имеют зазубренные края, успевая несколько сместиться за проходящее между формированием полей время. Такая картинка странно смотрится в стоп-кадре и очень неудобна при компьютерной обработке при производстве сложных спецэффектов. Но если частота следования кадров равна 25 Гц - PAL, SECAM и почти 30 Гц - NTSC, то частота следования полей вдвое больше, составляет уже 50 - 60 Гц соответственно. Повышение частоты приводит к тому, что движение на экране смотрится более плавно, без рывков. Особенно это преимущество заметно при движении высококонтрастных объектов, при панорамировании. Ограничения на скорость поворота камеры в кино (где кадры сменяют друг друга с частотой всего 24 Гц), на видео с чересстрочной разверткой можно безболезненно превышать вдвое.
Повышенная нелюбовь к чересстрочной развертке может объясняться рядом причин. Производство видеоконтента: если в 3D-анимации достаточно только поставить галочку у поля "to fields" перед окончательным рендерингом, то в двухмерной анимации уже приходится рисовать для каждой секунды по 50 кадров и только затем собирать их в 25, используя только нечетные строки всех нечетных кадров и четные строки - четных. Со спецэффектами в видео еще сложнее. Для "честного" чересстрочного видео необходимо снять исходный материал с частотой 50 полных кадров в секунду, что может далеко не каждая - даже профессиональная - камера. Далее действуют как в случае с 2D-анимацией. Но обычно поступают проще: или снимают 25p (прогрессивная развертка, такие видеокамеры встречаются гораздо чаще, чем 50p), или обрабатывают чересстрочное видео фильтрами "de-interlace", что, правда, снижает вертикальную четкость вдвое. Передача видеоконтента: алгоритмы сжатия видео очень чувствительны к большому количеству мелких элементов в изображении, а горизонтальные зазубрины краев движущихся объектов имеют толщину всего в одну строку. Экран, заполненный мелкой листвой, колышущейся на ветру - сущий кошмар для mpeg.
Прим. авт.