В среде аудиофилов существует множество легенд о том, какие параметры аппаратуры влияют на качество звука. Одна из таких легенд – вес устройства влияет на «окраску» звучания, причем чем он больше, тем однозначно лучше. Эту легенду успешно используют в своих интересах производители и продавцы высококачественной аппаратуры, которые не преминут заметить в пресс-релизах или устных беседах с покупателями о том, что их усилитель или CD-плеер значительно тяжелее аналогичного изделия конкурентов. С другой стороны, массивную аппаратуру неудобно транспортировать из магазина, возить в сервис-центр. Наконец, внутри дома может возникнуть необходимость перенести аппаратуру из одного места другое. Не будем забывать и то обстоятельство, что более тяжелая аппаратура и стоит дороже, хотя бы уже потому, что при ее производстве использовалось больше металла. Но стоит ли мириться с этим неудобствами ради особого звучания? Или же зависимость качества звука от массы – всего лишь легенда, не соответствующая реальности?
Чем массивнее, тем лучше
Аппаратура во время работы подвергается всевозможным вибрациям. Это могут быть как вибрации, связанные, например, с тем, что кто-то рядом ходит по полу, так и вибрации, передаваемые от акустических систем, которые особенно сильно влияют на качество звука. Механические вибрации могут преобразовываться в электрические колебания, которые добавляются к основному сигналу. Возникает так называемый «микрофонный эффект». Чем больше масса, тем менее восприимчива аппаратура к вибрациям.
Для проигрывателя виниловых дисков, в котором запись считывается, как правило, механическим способом, зависимость между массой и уровнем посторонних шумов очень заметна. Так что при покупке винилового проигрывателя есть смысл выбрать модель потяжелее.
Зависимость качества звука от массы наблюдается и в колонках. Звуковые колебания создают силу противодействия, которая приложена к корпусу. Из-за этого недостаточно тяжелые колонки могут слегка «елозить» по поверхности, на которой они расположены. Визуально эти перемещения незаметны, однако, они являются причиной возникновения призвуков. Чтобы напольные акустические системы были удобны в перевозке и установке, но при этом стояли устойчиво, идут на такую хитрость. Внизу колонок делают полость, которую можно заполнять песком (вместо него иногда используют металлическую дробь). Колонки привозят и устанавливают без песка, а потом засыпают песок в полости. Правда, песок, хотя и в отдельном мешке, тоже придется привезти из фирмы, торгующей колонками. Песок из соседнего карьера – это не по-аудиофильски. Нужен особый песок, который иногда везут аж с пляжей Калифорнии. Считается, что колонки именно с таким наполнением будут лучше звучать.
Всего лишь легенда?
После появления CD, а затем и DVD аудиофилы по аналогии с «винилом» продолжили считать, что высокое качество звука может обеспечить только массивный проигрыватель. Да, в самых первых проигрывателях CD даже небольшая вибрация могла привести к тому, что какие-то биты считывались со сдвигом во времени или не читались вообще. Но в современных CD-плеерах, как и в DVD-плеерах, вибрация, связанная с тем, что рядом прошел человек, уже не влияет на качество звука. Естественно, случай, когда по плееру преднамеренно бьют кувалдой, здесь не рассматривается.
Микрофонный эффект может сказаться на качестве работы усилителя. Однако, это вопрос не массы, а особенности конструкции устройства. В грамотно спроектированном усилителе микрофонный эффект вообще не должен наблюдаться.
Что касается акустических систем, то недавно был найден способ, как обеспечить качественный звук при небольшой массе. Высокие узкие колонки соединяются с подставками через пружины. Колебания корпуса гасятся пружинами и практически не передаются подставкам. В результате колонки весят порядка 5 кг, их можно легко переносить по комнате когда заблагорассудится, но при этом звучат, как более массивные. Правда, пока такой подход используется только в домашних кинотеатрах средней ценовой категории.
Практические рекомендации
Тем не менее, зависимость между массой и качеством звука действительно наблюдается, причем не только для виниловых проигрывателей. Например, CD-проигрыватель класса high-end весит порядка 7 – 10 кг, когда недорогой DVD-проигрыватель, который можно использовать и для воспроизведения компакт-дисков (стационарные CD-проигрыватели как отдельные устройства в бюджетном сегменте уже не выпускаются) весит около 2 кг. Усилитель мощности с аудиофильскими параметрами весит 27 – 35 кг, а более простая модель – около 10 кг. Но такая зависимость носит косвенный характер. Чтобы получить хороший звук, надо применять массивные трансформаторы в блоке питания, электролитические конденсаторы большой емкости, эффективно работающие теплоотводы, экраны для отдельных блоков устройства и т.п. Все эти вещи, с одной стороны, стоят недешево, а, с другой стороны, весят немало. Поэтому большой вес может означать, что производитель не экономил на комплектующих. Но вполне возможен и иной вариант – поставили комплектующие со средними параметрами, а вес «нагнали» в маркетинговых целях за счет тяжелого корпуса.
Поэтому, если вы все-таки решили приобрести усилитель, ресивер, CD- или DVD-проигрыватель, ориентируясь на его большой вес, стоит заглянуть внутрь устройства. В некоторых салонах продавцы могут открыть корпус демонстрационного образца по просьбе покупателя, к тому же, аппаратура «в разрезе» часто демонстрируется на соответствующих отраслевых выставках. Если блоки хорошо экранированы, используются трансформатор, электролитические конденсаторы и теплоотводы больших размеров, а также солидные переключатели и регуляторы в металлических корпусах, значит, вы действительно платите дополнительные деньги за более высокое качество.