Сегодня мы поговорим об одном из важнейших аспектов организации постоянного места для проведения небольших вечеринок на открытом воздухе или, другими словами, «open air» за городом. Речь пойдет о звуке. На самом деле, в большинстве случаев проблема решается довольно просто и банально. Используется обычная домашняя акустическая система, которая, однако, очень чувствительна к капризам погоды. В разгар веселья может пойти ливень или подняться сильный ветер, а домашняя акустика, хотя и дорогая, но совершенно не приспособлена к функционированию в таких условиях. Мало того, этот ливень может стать для нее последним. В качестве решения проблемы рынок предлагает нам так называемые всепогодные акустические системы, которые позиционируются, как способные противостоять любым невзгодам погоды. Сразу замечу, что рассматриваем мы вариант озвучивания лишь небольшого пространства размером с комнату.
Итак, большинство известных брендов, выпускающих акустику, сегодня предлагают свои серии всепогодных АС. Некоторые компании разработали и выпустили на рынок одну-пару подобных моделей, некоторые поддерживают целую серию, а где-то всепогодность является опцией, которую реализуют в колонках по желанию заказчика. То есть изначально колонки не способны работать под дождем, но в них заложена возможность легкого апгрейда до всепогодного режима. Между тем, даже всепогодные колонки имеют разный запас прочности и выносливости. Впрочем, об инструкциях по технической эксплуатации производители обычно честно сообщают, в каких именно условиях способно работать их детище. К сожалению, термин всепогодность не стоит воспринимать дословно. Иногда речь идет только о температурном диапазоне, а в других случаях производитель говорит о защите от любых видах осадков. При выборе обязательно уточняйте, что именно понимает компания-производитель под рекламным термином «всепогодность».
Большинство акустических систем, рассчитанных на работу на открытом воздухе, являются пассивными, то есть не обладают встроенным усилителем. С одной стороны это хорошо, ведь безопаснее организовать питание не на открытой площадке, а в помещении. С другой стороны, когда нужно срочно организовать мероприятие, и нет ни времени, ни сил, ни технических возможностей для организации питания АС, придётся выбирать из беспроводных акустических систем. В них вообще можно не использовать провода, ни акустические, ни силовые. Питание осуществляется с помощью встроенного аккумулятора, а звуковой сигнал передаётся либо с помощью обычных акустических кабелей, либо с помощью встроенного проигрывателя CD/MP3 или беспроводных передатчиков. Конечно, не в последнюю очередь покупателя интересует качество звучание. Так как колонки будут использоваться вне помещения, то полагаться на стены, которые не дают звуку рассеяться, не приходится. Поэтому качество звучания акустических систем наружного применения в любом случае будет ниже, чем звук, который выдают ваша "эталонная" домашняя система. Также естественно и то, что производители стараются минимизировать влияние на звук тех факторов, с которыми колонкам приходится «бороться» на природе.
Всепогодные колонки отличаются от своих домашних собратьев тем, что обычно они выглядят более скупо. Дело в том, что для правильного звучания на открытом воздухе инженерам приходится жертвовать дизайнерскими решениями в оформлении колонок, менять их вид и конструкцию. Впрочем, для любителей оригинального существует тип «уличных» АС, которые называются ландшафтные. Как ясно из названия, подобные системы спроектированы так, чтобы не выделяться из общего природного ландшафта. Такие колонки могут быть выполнены в виде «камней», «бугорков» или иных естественных элементов.
Итак, навскидку назовем компании, выпускающие всепогодную акустику. Это Boston Acoustics, Bowers&Wikins, Mirage, Fohhn, Tannoy, Polk Audio, Jamo, JBL, Klipsch, KEF, Sonance, Bose, Russound, SpeakerCraft и многие другие. Думаю, названия всем известные и идея понятна. Все более или менее знаменитые бренды так или иначе замечены в выпуске всепогодных колонок. Давайте рассмотрим несколько моделей этих фирм.
Двухполосная акустическая система Klipsch AW 400, все элементы которой выполнены из водостойких материалов, выпускается компанией с 2004 г. в корпусе из нержавеющей стали. В принципе при желании белый литый корпус можно перекрасить в любой более приятный вам цвет. Частотный диапазон АС составляет 91 Гц – 20 кГц, сопротивление 8 Ом, а чувствительность 91 дБ. Колонка снабжена 4-дюймовым вуфером и дюймовым полимерным твитером. В инструкции по эксплуатации разработчики надеются на то, что АС будут использоваться в садах, на дачах, террасах, балконах или рядом с открытыми бассейнами. Именно эти сферы применения выделены в группу наиболее подходящих для колонок. С 2005 г. эти АС можно дополнить всепогодным сабвуфером.
Двухполосная акустическая система SpeakerCraft 520Rox также «заточена» под всепогодное применение и обладает частотным диапазоном 55 Гц – 20 кГц. Чувствительность и импеданс составляют те же 91 дБ и 8 Ом, соответственно, что и у Klipsch. Основное отличие этих двухполосников от предыдущих – класс, к которому они принадлежат. Эти АС относят к так называемой ландшафтной акустике. В начале статьи мы уже упоминали о ландшафтных акустических системах, когда колонки выполнены в виде элементов сада. В данном случае речь идет о форме камня. Впрочем, посмотрите на фото, объяснений не потребуется.
Для более полной картины стоит также рассмотреть беспроводные и защищенные от непогоды акустические системы. Среди перечисленных выше фирм такой является германская акустика от компании Fohhn. Серия EasyPort FP1/2 представлена шестью моделями, четыре из которых обладают встроенным CD или MP3 проигрывателем. Все колонки представляют собой двухполосные активные акустические системы. Основное их отличие от остальных всепогодных колонок – это возможность долгой автономной работы, без каких бы то ни было проводов и других дополнительных устройств. Старшие модели серии выдают по 60 Ватт выходной мощности. Все модели оснащены встроенным усилителем класса «H» с процессорным управлением. Как заявляют создатели, одной зарядки аккумуляторов вполне может хватить на двадцать часов работы. Корпус АС выполнен из чёрной текстурированной краски, а спереди колонки находится деревянная рамка с акустически прозрачным вспененным материалом, который призван защитить систему от воды, пыли и иных воздействий. Разные модели серии способны создавать звуковое давление от 114 дБ до 125 дБ в пике. Частотный диапазон 70 Гц - 20 кГц.
Мы вкратце рассмотрели три подтипа всепогодной акустики. Стоит отметить, что первый тип – самый распространённый. Ландшафтные колонки уже менее распространены, и самые редкие системы, в основном из-за своей стоимости, – беспроводные. Если внимательно изучить технические характеристики и инструкции по эксплуатации участвующих в обзоре акустических систем, можно найти ряд особенностей, присущих только им. Во-первых, почти во всех АС, рассчитанных на работу в экстремальных погодных условиях, используется только две частотных полосы. С целью упрощения инсталляции готовых систем отсутствуют такие типы подключений, как bi-wiring и bi-amping. В-третьих, почти все модели, которые можно отнести к первым двум типам всепогодной акустики – это пассивные колонки. Если говорить о корпусе и исполнении, то все колонки выглядят максимально защищёнными, одни массивные защитные решетки чего стоят. Естественно, этот факт не лучшим образом сказывается на звуке. Но защита в данном случае стоит на первом месте. В-пятых, если в АС всепогодной категории используется фазоинвертор, то он выполнен под углом, чтобы исключить возможность попадания воды внутрь.
Безусловно, чтобы сделать акустическую систему всепогодной, инженерам приходится жертвовать качеством звука и формы. Этого избежать нельзя. Но реально минимизировать музыкальные потери и тем самым сократить разрыв между «идеальным» домашним звучанием и так называемым «всепогодным». Ведь, согласитесь, лучше купить пару «всепогодников», чем постоянно трястись о том, не испортится ваша дорогостоящая домашняя АС из-за внезапно начавшегося дождя или сильного ветра. А литые нержавеющие колонки, однажды поставленные в вашем саду, будут неплохо звучать и в дождь, и в снег. Правда, не стоит забывать, что у большинства «всепогодников» всё же есть ограничение на низкие температуры, минус десять по Цельсию - предел.