Современная аудиоаппаратура способна воспроизводить весь диапазон частот, какой мы слышим, и весь динамический диапазон, достаточный для передачи музыки. Но этого, оказывается, недостаточно, чтобы создать ощущения присутствия слушателя в студии или на концерте. Есть еще нечто, что передает эмоции исполнителя. Чтобы их прочувствовать, достаточно иногда просто заменить обычные акустические системы на так называемые рупорные.
Как устроена рупорная акустика? Динамик относительно небольших размеров присоединен к рупору, который увеличивает громкость его звучания. Получается что-то вроде того, как вы складываете руки рупором, чтобы докричаться до собеседника, находящегося на расстоянии в несколько десятков метров.
Немного истории
Самые первые громкоговорители, появившиеся в 20-х годах XX века, были рупорными. Других тогда просто не умели делать. Потом, в 30-х годах, появляются акустические системы привычной нам конструкции, которые сразу же завоевали популярность. Считалось, что место рупорной акустики – лишь там, где нужно озвучивать большие пространства (вспомните кадры старой кинохроники), а для приятного прослушивания музыки дома она непригодна.
Но уже в середине 40-х годов американский инженер Пол Клипш создает принципиально новую конструкцию рупорных акустических систем. Ему удается показать, что рупорная акустика позволяет воспроизводить музыку с очень высоким качеством. Основанная им компания Klipsh и по сей день является мировым лидером в производстве рупорной акустики. Аудиофилы быстро раскусили, что «клипши» – так ласково прозвали этот тип колонок – звучат как-то по-особенному. Однако, это был тот случай, когда развитие акустики опередило развитие усилителей и источников сигналов. Поэтому на долгие годы рупорная акустика становится забавой для довольно узкого круга ценителей высокого качества звука.
Вся вторая половина XX века прошла под флагом появления новых носителей и проигрывателей для них, а также разработки новых подходов к обработке и усилению сигнала. И вот, пришли к тому, что совершенствовать дальше некуда, а звучание так и не становится «живым». Сделать его таким может только рупорная акустика. Вот почему приблизительно три года тому назад на рупорную акустику начался настоящий бум.
Секреты магии
Можно назвать как минимум две причины особого звучания рупорной акустики. Во-первых, у нее высокая чувствительность. Соответственно, воспроизводятся самые тонкие нюансы звучания, в которых и заключены эмоции. Во-вторых, считается, что звуковая волна, выходящая из рупора, имеет более «естественную» природу по сравнению с колебаниями воздуха, создаваемыми динамиком в обычных колонках. Мнение это не бесспорно, тем не менее, под него можно подвести серьезную научную базу.
Особенности конструкции
Чем более низкие частоты надо воспроизводить, тем большими должны быть размеры рупора. Вот почему обычно рупоры используются для воспроизведения средних и высоких частот. Что касается низких частот, то выигрыш от использования рупорной конструкции излучателя применительно к басам могут обнаружить лишь самые тонкие ценители. Довольно часто встречаются колонки, в которых рупорными являются только излучатели высоких частот, то есть частот выше 2,3 кГц. Примером этому могут служить акустические системы серии Klipsh Reference. Благодаря применению рупора высокие частоты звучат громче, «звончее». Качество звука лучше, чем при использовании «пищалки» без рупора. Но все-таки, вовлеченость слушателя не столь велика по сравнению с системами, где рупор используется и для средних частот.
Совместить компактность и эмоциональность звучания удалось итальянской компании Zingali. Ее инженерам удалось создать рупорный излучатель Omniray, который одновременно воспроизводит как средние, так и высокие частоты, при этом еще и выглядит красиво. В результате, скажем, в модели Zingali Home Monitor рупорному излучателю «поручены» все частоты выше 800 Гц.
Что выбрать?
Для домашнего кинотеатра вполне подойдут колонки, где рупор используется только на высоких частотах. Они достаточно компактны и стоят не слишком дорого. Но для прослушивания стереофонических записей нужны более совершенные системы.
Цены на «настоящие» рупорные колонки не назовешь низкими. Например, пара акустических систем Klipsh Heresy III стоит 66300 рублей. Цена же на топовые модели от того же производителя может превышать полмиллиона рублей за пару. Еще дороже стоят рупорные акустические системы от Avantgarde Acoustic – 2000000 рублей за пару. Выглядят, мягко говоря, не совсем обычно, зато никаких компромиссов с качеством звука. Если же вы предпочитаете прямоугольные формы, то есть смысл обратить внимание на JBL Array 800 за 139000 рублей. Наконец, изящный итальянский дизайн от Zingali обойдется вам от 130000 до 490000 рублей за пару, в зависимости от модели.
Однако, надо иметь в виду, что рупорная акустика подойдет не всем. Если у вас есть время для того, чтобы внимательно слушать музыку, сидя в уютном кресле, то подобные колонки – для вас. Но если вы предпочитаете слушать музыку в «фоновом режиме», то рупорная акустика для этого не подходит, поскольку ее звучание будет отвлекать вас от основного занятия.