СОВЕТЫ ПОЛЬЗОВАТЕЛЮ. АКУСТИКА

Студийные мониторы vs. hi-fi акустика

С термином hi-fi сегодня знакомы почти все. Также большинство воспринимает hi-fi технику как более качественную альтернативу бытовым музыкальным центрам и магнитолам. Однако мало кто знает, что же можно противопоставить hi-fi акустике. Далее речь пойдёт о так называемой активной мониторной акустике или «мониторах», которые наиболее часто используются в звукозаписывающих студиях.

Начнём с того, что такое студийные мониторы и для чего они нужны. Это такие активные акустические системы, в которых усилители и контроллеры находятся в одном корпусе с динамиками. Колонки, сконструированные таким образом, призваны выдавать звук без каких-либо искажений, хороших или плохих. Аудиоматериал должен звучать именно так, как он был записан и сведён. Здесь уместно вспомнить, что любая бытовая аудиотехника приукрашивает звук. По сути, этим грешат не только музыкальные центры, но и довольно дорогие hi-fi системы. В обсуждении тех или иных акустических систем класса hi-fi далеко не редкость, когда те или иные комплекты рекомендуют, отталкиваясь от склонностей клиента к различным стилям музыки. А консультант в каком-нибудь hi-fi салоне вполне может сказать что-нибудь вроде этого: «На этих АС джаз будет звучать хорошо, а вот транс на них слушать не стоит». Да и чего далеко ходить, ведь почти в каждом тесте акустики авторы рекомендуют обозреваемую модель для определённых стилей музыки. Не стоит обладать особым складом ума, чтобы в один прекрасный день прийти к мысли о том, что очень странно отдавать пару тысяч долларов за колонки для одного или пары стилей музыки. Да мало ли что! Может через год у вас изменятся музыкальные пристрастия.

Самое забавное заключается в том, что консультанты hi-fi салонов, а также интернет-форумов, не врут когда говорят, что эта модель идеальна для классики, а её соседка по витрине – для металл-музыки. Действительно, из-за различных технических и конструктивных особенностей, те или иные АС могут иметь склонность к вполне определённым стилям музыки. Мало того, они даже изначально могут быть заточены производителем под конкретный стиль музыки. Кстати технологии, с помощью которых АС влияют на звук, у каждой компании уникальны. Именно поэтому специалисты могут на слух определить марку акустики. Однако о какой бы компании, производящей hi-fi акустику мы не говорили, каждая в итоге значительно видоизменяет исходный звук, приукрашивая его, акцентируя те или иные частоты и подавляя другие. В итоге получается, то что записывает музыкант в студии, и то, что слышим мы у себя дома, может довольно сильно отличаться друг от друга. На «сладкоголосых» колонках можно не заметить каких-то недочётов в сведении и мастеринге, но также можно и не уловить полёт мысли композитора. Лично мне кстати совсем не ясно, зачем акцентировать внимание слушателя на, допустим, средних частотах, если это не было задумано создателем данной пластинки?

Итак, первым плюсом в пользу «мониторов» является чистота и честность звучания. Как мы выяснили, даже высококачественные hi-fi колонки просто-напросто врут. Безусловно, можно посвятить поиску действительно своей акустики класса hi-fi не один месяц и даже найти их. Но и в этом случае АС скорее всего будут вас обманывать. Однако человеческая природа такова, что подчас нам гораздо приятнее слышать ложь, чем правду. Поэтому, вполне вероятно, найдутся и те, кому честный звук студийных мониторов может не понравится. Особенно тем, кто уже привык к определённому типу приукрашивания.

Что ещё можно сказать о различии между активными и пассивными акустическими системами? Пассивные АС не имеют собственного усилителя, поэтому для их «раскачки» требуется внешний усилитель, который стоит денег, занимает место и требует сонастройки с данными конкретными колонками. Помимо этого пассивные колонки с внешним усилителем будут соединять дополнительные кабели. Впрочем, вопрос соединений не так критичен: сегодня на рынке достаточно качественных решений, способных свести на нет искажения от этого пункта. Немного интересней момент сонастройки и дальнейшей совместной работы связки из АС и усилителя. Рассуждать о том, какой усилитель с какими колонками звучит лучше аудиофилы и консультанты hi-fi салонов могут часами и даже днями. Ещё веселее становится, когда два уважаемых человека высказывают об одной и той же связке абсолютно взаимоисключающие мнения. Куда проще эти дела обстоят у активных студийников. Студийные мониторы представляют собой уже готовую и полностью согласованную акустическую систему, основным критерием при разработке которой является минимизация вранья.

Ещё один важный отличительный момент «мониторов» от другого рода АС – это многополосное усиление. Влияние многополосного усиления на звук довольно неоднозначное. Некоторые люди отмечают, что звук становится более техничным и даже неживым. Якобы такой способ воспроизведения снижает эмоциональную окраску записи. Впрочем, чуть выше мы уже отмечали, что мы привыкли к окрашенному звучанию. Поэтому слышать запись так, как она есть, по меньшей мере непривычно. Чуть позже, настроившись на новое представление звука, люди начинают отмечать, что многополосное звучание мониторов гораздо более комфортно, чем обманчивая мягкость некоторых hi-fi компонентов.

Эта заметка не подразумевалась как реклама студийных мониторов, тем более что существует множество людей, подкованных технически, которые всё-равно будут выступать за акустические наборы из hi-fi компонентов и вполне логично доказывать, что в системе из отдельных компонентов есть смысл. На самом деле, главный совет при выборе акустики – слушайте её перед покупкой! Определённо, кому-то из нас понравится приукрашенный звук, кому-то более-менее правдивый. В любом случае, слово правдивый в отношении обсуждаемой нами темы не так однозначно, как может показаться на первый взгляд.

Евгений Курышев




Оставить комментарий

Всего комментариев 7

Инкогнито
01 октября 2010, 21:50

Не учтена цена студийных мониторов, их узкоспециализированность (фактически, необходимо несколько комплектов, т.к. универсальных студийников не бывает - каждый воспроизводит "правильно" свой диапазон частот). Не учтено, что на студийниках будут слышнs все косяки записи, особенно если музыка старая или записывалась на дешевом оборудовании. Ни слова не сказано про качество самих песен - по сути, на такой акустике надо будет слушать только несжатые треки. Не у всех дома есть коллекция музыки на пластинках или CD.
Наконец, вообще некорректно сравнивать hi-fi со студийными мониторами - последние используются исключительно профессионалами в профессиональных целях, в отличии от hi-fi, которые созданы для обыкновенных людей и под вполне привычные цели.
Дак давайте не будем пудрить людям мозги и говорить о "более высоком классе" акустики. Это как сравнивать представительский мерседес с F1 - уровень конечно выше, но и цели разные!
Miller&Kreisel
14 октября 2010, 16:36
Всё бы красиво и хорошо, но: Какова стоимость мониторов?! Какой комплект hi-fi?
Джем
08 июня 2011, 17:13
стоймость мониторов очень даже сопоставима со стоймостью hi fi систем. причем в отличие от последних, мониторы всегда честно отыгрывают свои деньги. инкогнито тормоз. полчаса тебе человек объяснял, что у мониторов идеальная АЧХ, поэтому любой качественный студийник универсален куда больше чем другая АС. если на записи есть "косяк", он будет слышен и на другой норм АС. разница лишь в тональном балансе. а если у человека нечего слушать, то нахрен ему вообще мониторы да и просто hi-fi АС!?!?)))
SLAVA
26 июня 2011, 23:31
Принципиальный и бестолковый спор. Есть очень плохие мониторы, совершенно не играющие определенные жанры. И расположены они должны быть только определенным образом
Евгений
20 декабря 2013, 12:52
Ничего не уточнено про студийные мониторы ближнего, дальнего и среднего поля, для чего они нужны, какие бывают.
Роман
10 марта 2014, 13:58
Уточняю про мониторы дальней и средней зоны. Это точно такие же мониторы, как и ближней зоны, только большей мощности и габаритов. Нужны для сведения, мастеринга и (чаще) для прослушивания (контроля)готового материала. Чтобы оценить звучание при громком звуке. Применяются только в проф. студиях в связи с их мощностью и габаритами. Размерами могут быть с объёмный шкаф и их удаление от слушателя составляет несколько метров. Так же правильное практическое их использование возможно лишь в акустически подготовленном помещении.
Что касается сравнения студийных мониторов и бытовых систем высокого класса, то студийные мониторы однозначно выигрывают по всем параметрам кроме понтов. По цене сравнимо. Есть масса бюджетных студийных мониторов не плохого качества, впрочем, встречаются и очень дорогие системы. С ценами на бытовую акустику дела обстоят аналогичным образом. Правда есть небольшое отличие. Бытовые системы могут иметь весьма среднее качество, но тем не менее успешно продаваться по дорогой цене, обманывая покупателя красивым дизайном, известным брендом или мнением штатных "экспертов". Профессиональные же системы гораздо труднее впарить по не адекватной цене, так как их покупают по большей части специалисты, работающие со звуком, которых обмануть торговыми уловками гораздо сложнее.
Разумеется, есть фанаты домашнего суперзвука, которые однозначно выбирают хай фай системы (включая провода со стрелками, указывающими направление звука)) и их переубедить невозможно. Это религия). Всем остальным, не утратившим здравый смысл, советую подумать, что лучше: смотреть на картину при том же освещении, при котором её рисовал художник, или смотреть на ту же картину в свете красивых цветных фонариков?)).
Ру
16 марта 2014, 20:52
Согласен с Романом. Народ привык слушать приукрашенный саунд из Хай-Фая, а к честному звуку ушки просто не привыкли. А у некоиорых аудиофилов и не привыкнут, судя по тому, что они даже провода по звуку отличают, греют их и еще наверно с ними разговаривают )))