С термином hi-fi сегодня знакомы почти все. Также большинство воспринимает hi-fi технику как более качественную альтернативу бытовым музыкальным центрам и магнитолам. Однако мало кто знает, что же можно противопоставить hi-fi акустике. Далее речь пойдёт о так называемой активной мониторной акустике или «мониторах», которые наиболее часто используются в звукозаписывающих студиях.
Начнём с того, что такое студийные мониторы и для чего они нужны. Это такие активные акустические системы, в которых усилители и контроллеры находятся в одном корпусе с динамиками. Колонки, сконструированные таким образом, призваны выдавать звук без каких-либо искажений, хороших или плохих. Аудиоматериал должен звучать именно так, как он был записан и сведён. Здесь уместно вспомнить, что любая бытовая аудиотехника приукрашивает звук. По сути, этим грешат не только музыкальные центры, но и довольно дорогие hi-fi системы. В обсуждении тех или иных акустических систем класса hi-fi далеко не редкость, когда те или иные комплекты рекомендуют, отталкиваясь от склонностей клиента к различным стилям музыки. А консультант в каком-нибудь hi-fi салоне вполне может сказать что-нибудь вроде этого: «На этих АС джаз будет звучать хорошо, а вот транс на них слушать не стоит». Да и чего далеко ходить, ведь почти в каждом тесте акустики авторы рекомендуют обозреваемую модель для определённых стилей музыки. Не стоит обладать особым складом ума, чтобы в один прекрасный день прийти к мысли о том, что очень странно отдавать пару тысяч долларов за колонки для одного или пары стилей музыки. Да мало ли что! Может через год у вас изменятся музыкальные пристрастия.
Самое забавное заключается в том, что консультанты hi-fi салонов, а также интернет-форумов, не врут когда говорят, что эта модель идеальна для классики, а её соседка по витрине – для металл-музыки. Действительно, из-за различных технических и конструктивных особенностей, те или иные АС могут иметь склонность к вполне определённым стилям музыки. Мало того, они даже изначально могут быть заточены производителем под конкретный стиль музыки. Кстати технологии, с помощью которых АС влияют на звук, у каждой компании уникальны. Именно поэтому специалисты могут на слух определить марку акустики. Однако о какой бы компании, производящей hi-fi акустику мы не говорили, каждая в итоге значительно видоизменяет исходный звук, приукрашивая его, акцентируя те или иные частоты и подавляя другие. В итоге получается, то что записывает музыкант в студии, и то, что слышим мы у себя дома, может довольно сильно отличаться друг от друга. На «сладкоголосых» колонках можно не заметить каких-то недочётов в сведении и мастеринге, но также можно и не уловить полёт мысли композитора. Лично мне кстати совсем не ясно, зачем акцентировать внимание слушателя на, допустим, средних частотах, если это не было задумано создателем данной пластинки?
Итак, первым плюсом в пользу «мониторов» является чистота и честность звучания. Как мы выяснили, даже высококачественные hi-fi колонки просто-напросто врут. Безусловно, можно посвятить поиску действительно своей акустики класса hi-fi не один месяц и даже найти их. Но и в этом случае АС скорее всего будут вас обманывать. Однако человеческая природа такова, что подчас нам гораздо приятнее слышать ложь, чем правду. Поэтому, вполне вероятно, найдутся и те, кому честный звук студийных мониторов может не понравится. Особенно тем, кто уже привык к определённому типу приукрашивания.
Что ещё можно сказать о различии между активными и пассивными акустическими системами? Пассивные АС не имеют собственного усилителя, поэтому для их «раскачки» требуется внешний усилитель, который стоит денег, занимает место и требует сонастройки с данными конкретными колонками. Помимо этого пассивные колонки с внешним усилителем будут соединять дополнительные кабели. Впрочем, вопрос соединений не так критичен: сегодня на рынке достаточно качественных решений, способных свести на нет искажения от этого пункта. Немного интересней момент сонастройки и дальнейшей совместной работы связки из АС и усилителя. Рассуждать о том, какой усилитель с какими колонками звучит лучше аудиофилы и консультанты hi-fi салонов могут часами и даже днями. Ещё веселее становится, когда два уважаемых человека высказывают об одной и той же связке абсолютно взаимоисключающие мнения. Куда проще эти дела обстоят у активных студийников. Студийные мониторы представляют собой уже готовую и полностью согласованную акустическую систему, основным критерием при разработке которой является минимизация вранья.
Ещё один важный отличительный момент «мониторов» от другого рода АС – это многополосное усиление. Влияние многополосного усиления на звук довольно неоднозначное. Некоторые люди отмечают, что звук становится более техничным и даже неживым. Якобы такой способ воспроизведения снижает эмоциональную окраску записи. Впрочем, чуть выше мы уже отмечали, что мы привыкли к окрашенному звучанию. Поэтому слышать запись так, как она есть, по меньшей мере непривычно. Чуть позже, настроившись на новое представление звука, люди начинают отмечать, что многополосное звучание мониторов гораздо более комфортно, чем обманчивая мягкость некоторых hi-fi компонентов.
Эта заметка не подразумевалась как реклама студийных мониторов, тем более что существует множество людей, подкованных технически, которые всё-равно будут выступать за акустические наборы из hi-fi компонентов и вполне логично доказывать, что в системе из отдельных компонентов есть смысл. На самом деле, главный совет при выборе акустики – слушайте её перед покупкой! Определённо, кому-то из нас понравится приукрашенный звук, кому-то более-менее правдивый. В любом случае, слово правдивый в отношении обсуждаемой нами темы не так однозначно, как может показаться на первый взгляд.