- Салют Вини!
- Привет Стерео! Ты ко мне небось за концепцией?
- Угадал! Читал «Форма или содержание» и «Чарующие звуки»?
- Да, конечно. Молодцы Ауди с Мэлом, здорово все растолковали.
- Ну теперь твоя очередь. Поехали! Зачем ты вообще слушаешь музыку? Что именно тебя в ней привлекает? От чего ты получаешь наибольшее удовольствие и каким тебе видится идеальное прослушивание?
- Музыка – это лучшая часть моей жизни. Достигнутое совершенство, Рай на земле. То, к чему я изо всех сил стремился и получил. Это прекрасный мир в котором забываешь о тяготах, лишениях и невзгодах обыденной жизни, отдыхаешь телом и душой. Глоток свежего воздуха для задыхающегося в чаду повседневности. Долгожданный ночлег для усталого, измученного бытовыми неурядицами путника… Продолжать?
- Достаточно. То есть, музыка для тебя – релакс.
- Ну, если коротко, то да. Кто-то ходит на рыбалку, кто-то занимается экстремальным спортом, а я – кручу винилы.
- Хорошо. Отчего ты получаешь наибольшее удовольствие?
- Ну, собственно, от самого процесса. Захожу в фонотеку, выбираю пластиночку под настроение, ставлю на вертак, протираю щеточкой, опускаю иголку, заваливаюсь на дастархан – поехали!
- М-да… Это все замечательно, но как-то уж очень обыденно. Ты давай острые эмоции описывай, чтобы кровь в жилах стыла!
- Экий ты кровожадный! Ну хорошо. Вот тебе душещипательная история. Давным-давно в одной сказочной стране (Россия, начало 90-х) по МТV активно крутился клип группы NENA «99LUFTBALLONS». Я только что пришел из армии, вдыхал полной грудью свободный воздух «перестройки» и мне очень нравилась эта песня. Я захотел получше познакомиться с творчеством NENA, но как не старался ни где не мог найти альбом этой группы.
И тут, пару лет назад, Фил привозит из Мюнхена винил NENA с этой песней. Я затаив дыхание, поставил пластинку и стал слушать. Бодрая такая, заводная панк волна, с хорошими мелодиями, аранжировками и пронзительным женским вокалом на немецком языке. Растащился, вошел во вкус и тут звучит «99LUFTBALLONS». И меня просто вырубает! Я рыдал в захлеб и бился в истерике!!! С меня как будто музыкой смыло 25 лет. С ошеломляющей остротой я вспомнил свое давнее желание обладать альбомом NENA и содрогался под обрушивавшимися на меня струями водопада счастья от наконец сбывшейся мечты!!! Это было бесподобно! Размазывая по щекам слезы, я задыхался от восторга и гордости за то, что не забыл, не предал и не пропил свою мечту! И не смотря на то, что прошло четверть века и от невзгод и печалей я постарел и поседел, но все же не утратил духовной связи с тем задорным юношей-панком, которым когда то был.
- Вот это да! Вот это концепция – дух времени! А то «Ставишь пластиночку, опускаешь иголочку».
- Все прослушивания, в том числе и идеальные, начинаются именно с этого.
- В статье «Форма или содержание» я спрашивал у Мэла по поводу людей слушающих старые пластинки не для того, чтобы получить удовольствие от музыки, а просто ностальгирующих по ушедшей молодости. Мэл отправил меня прямо к тебе, заявив, что «Дух времени» – это твоя тема.
- И еще Олди. Я читал «Форма или содержание». Но это далеко не единственная причина крутить винилы. Раз уж мы стали цитировать Стереоманов, вспомню Ауди: «Грампластинка – как бездонный колодец. Сколько не черпай – все не вычерпаешь» и тут я с ним полностью согласен.
В принципе, для аудиофильских прослушиваний, не обязательно иметь большую фонотеку. Достаточно одной приличной грампластинки. И меняя картриджи звукоснимателя, будешь извлекать все новые и новые звуки.
- Разумеется, при наличии достойного тракта.
- Само собой. Еще одна причина – это долговечность винила. При грамотном обращении грампластинка способна пережить несколько поколений своих владельцев.
- Чего никак нельзя сказать о цифровом формате. МР3 которые я нарезал 10 лет назад, безжалостно скачут и заедают.
- А пластинки, которые я покупал 30 лет назад, играют как новые и будут радовать великолепным звуком моих детей и внуков!
- О'кей. Еще один вопрос, который, как мне кажется, заденет тебя за живое. Есть мнение, что заядлые винильщики вроде тебя и Фила, просто напросто фетишисты, для которых предметом обожания является грампластинка.
- Ну, что я могу сказать… Все мы со странностями и кто первый без греха пусть первый кинет камень. Однако, как тебе известно, Фил коллекционирует не только винилы, а вообще все форматы звукозаписи. Например, недавно он прикупил для «Радиорубки» роскошную коллекцию из 300 CD-дисков. Так что для Фила предмет обожания не столько пластинки, сколь страсть к собирательству.
Вообще, конечно, грань здравомыслия очень тонка, и надо быть постоянно на чеку, чтобы не пересечь ее и не впасть в прелесть. Я по этому поводу, неоднократно беседовал со своим духовником и он подробно все объяснил. Вертушки, пластинки и иголки - это всего лишь вещи. Не надо их одухотворять. Крутить винилы и получать от музыки удовольствие – можно и нужно. А вот целоваться с ними – ни к чему.
- Вини, это все очень интересно и поучительно, но ты не совсем понял мой вопрос. Фетишизм не в смысле духовного или психического расстройства. В не давней беседе с нашим хорошим товарищем Саней Симферопольским, он сказал: «Признайся, Стерео! Ведь CD играет намного лучше. Вы крутите винилы только потому, что он для вас фетиш!».
- Ха-ха-ха!!! Забавно! Я действительно, не понял твой вопрос. Ну да, ты в духовные дебри лезешь неохотно. Тебе бы все про музыку!
- Ну я же Стерео!
- О'кей. Попытка номер 2. Насколько мне известно, Саня крутит винилы не меньше нас с тобой.
- Ты не переходи на личности, отвечай по-существу.
- Хорошо. Еще раз процитирую Ауди: «Истинный ценитель стремится подобрать тракт максимально приближенный к естественному звучанию… Регулярно ходит на живые концерты… Стремится к совершенству в звукозаписи и ориентируется при этом на эталон – живой звук. Цифровая обработка сигнала делает его похожим на живой звук лишь отдаленно».
От себя хочу добавить. В сложном технологическом процессе оцифровки, музыка теряет свою душу. Она перестает отражаться в зеркале и не отбрасывает тени.
- Прям как вампир!
- Совершенно верно! В сумерках, не ясном свете, полумраке действительно можно принять оборотня за человека. Но при ярком солнечном свете сразу становится ясно – кто есть кто.
- Я так понимаю, пролить разоблачительный свет на цифровую нежить сможет достойный аналоговый тракт.
- Совершенно верно! Я говорил Сане неоднократно, и повторю еще раз. В его весьма приличной аппаратуре, не хватает одного важного компонента – хорошей МС иголки грамотно уравновешенной и настроенной по шаблону. Как только он выполнит мои рекомендации, такие глупые вопросы отпадут у него сами по себе.
Рассуждать о том, что цифровой звук лучше или «чище» аналогового, здравомыслящий человек может по двум причинам. Первая – не качественный или плохо настроенный вертак (танарм, шел, иголка). Очень распространенная причина, жертвой которой стал наш общий друг. Как я уже говорил выше, на аппаратуре уровня начальной Hi-Fi, любой, даже пиратский CD, сыграет намного лучше поюзанного «BALKANTON». И это объективная реальность.
Вторая причина – психологическая. Если человек не слушает и не знает, как звучит живая музыка в живом исполнении, CD покажется ему ярче, чище и лучше. Я как-то спросил у знакомого аудиофила, сидящего на S.A.C.D., слушал ли он винил. Оказывается, слушал и ему не понравилось. Очень грязно играет. Шумы какие-то, шорохи, послезвучие, фон. Я возразил, что на концерте шумит и фонит ничуть не меньше. Он очень удивился, вытаращил на меня глаза и спросил: «А причем тут концерт? Я сравниваю с тем как должно играть в идеале».
- Бедный малый считает звучание S.A.C.D. идеальным?
- Причем на полном серьезе и переубедить его невозможно.
- Да-а-а… Тяжелый случай. Ауди называет их «Цифровиками». И как быть с такими оригиналами?
- Ты спрашивал про идеальное прослушивание. Я бы провел его так. В небольшом камерном зале прослушал несколько арий или романсов под фортепиано и струнный оркестр. А затем вытащил на сцену аппаратуру и крутанул тот же репертуар на виниле и CD.
- И каким, по-твоему, будет результат?
- Предсказуемым. CD играет громче, резче, холоднее. Звук не естественный, черезчур яркий с выпяченной серединой. LP шумит, потрескивает, но звук мягкий, теплый, приглушенный и очень похож на настоящий.