Мэл – секция Меломанов. Единственный член нашей команды, для которого главное в прослушанном музыкальном материале это содержание – творческий посыл автора и исполнителя. Остальных СтереоМанов больше интересует: сохранность пластинки, качество записи, лейбл звукозаписывающей компании, особенности конструкции иголки звукоснимателя, мощность усилителя, толщина сечения проводов, частотный диапазон колонок, акустическое оформление комнаты для прослушивания и т.д. и т.п. … Не смотря на свою уникальность, Мэл оказался едва ли не самым ленивым автором сайта. Пока все что из него удалось выжать – это рецензии на прослушанные альбомы. Хотя потенциал у Мэла огромный. Он чаще других СтереоМанов ходит на музыкальные концерты и сфера его интересов практически безгранична: от романсов до классики в длину, от этники до джаза в ширину и от эстрады до рока в глубину. Больше всего на свете он ненавидит коммерческую музыку – попсу. Любимое занятие Мэла – посещение концертов, а в свободное от сейшенов время, он обожает поставить тысячу раз слушанный альбом Дип Перпла и подпевать знакомым с детства наизусть песням.
Вечно лысеющий Дон Джуан без страха, но с брюшком. Романтик с большой дороги, пьяный Мачо. Влюбчивый, но не серьезный. Был женат не счетное количество раз. Быстро загорается, но так же быстро и остывает. Музыкой увлекается с самого детства. В 13 лет выклянчив у родителей гитару сам научился на ней играть, подражая песням Машины времени и Воскресения. Позже освоил электро-гитару, бас-гитару и ударные инструменты. В старших классах играл в школьном ансамбле. И хотя профессиональным музыкантом Мэл не стал, у него дома и по сей день куча музыкальных инструментов. В разные периоды своей жизни Мэл увлекался самыми разнообразными музыкальными жанрами и направлениями. В детстве слушал панк, повзрослев перешел на рок и блюз. Годам к 30-ти увлекся джазом. А дальше - пошло-поехало. Электроника, этника, авангард, эстрада, классика, латино-карибо, романс... Мэл не считает нужным ограничивать себя какими то определенными жанрами. -На свете столько хорошей музыки - почему я должен от нее отказываться? Мне искренне жаль людей осознанно закрывших для себя все многообразие музыкального мира. "Я слушаю только рок" или "Я слушаю только классику" - бедные, ограниченные люди. У Мэла полным полно вредных привычек и ни что человеческое ему не чуждо. Член СтереоМан клуба с момента основания в 2013 году.
- Салют Мэл!
- Привет, Стерео! В мою секцию ты заходишь нечасто. Какими судьбами?
- Есть дело. Главный Редактор поставил задачу сформулировать концепцию СтереоМанов во всем ее многогранном разнообразии.
- И чего?
- Твоя грань будет первой. Ответь мне, пожалуйста: зачем ты вообще слушаешь музыку? Что именно тебя в ней привлекает, отчего ты получаешь наибольшее удовольствие? И каким тебе видится идеальное прослушивание?
- Не знаю, что тебе будет отвечать Ауди, а для меня – это очень простые вопросы.
Во-первых, идеальное прослушивание. Это живой концерт, сыгранный хорошими музыкантами на хороших инструментах и в хорошем концертном зале. При этом, у меня должны быть лучшие места, приятная компания и не слишком много алкоголя.
- А в звукозаписи?
- Нет, Стерео! Не втягивай меня в ваши аудиофильские игры. Ты спросил идеальное прослушивание – я тебе ответил – живой концерт. Все эти ваши разглагольствования о естественности, натуральности почти живого звучания меня не трогают. «Почти» не считается!!!
Далее, в музыке меня привлекает сама музыка, как произведение искусства.
Эмоциональный посыл автора и исполнителя. А наибольшее удовольствие я получаю от сопереживания этому посылу. Когда музыкальный образ раскрывается во всей своей ослепительной красоте, моя душа входит в резонанс и начинает петь с ним в унисон. А я растворяюсь в музыке, теряю физическую оболочку и присоединяюсь к оркестру как еще один музыкант. То есть становлюсь соучастником музыкального действа. Понятно тебе?
- Вполне. А для чего ты слушаешь музыку?
- Если коротко, для удовлетворения духовных потребностей. Я же меломан!
- М-да… Лихо ты как отстрелялся.
Я думал у нас беседа часа на два растянется, а ты за две минуты все растолковал.
- А чего тут сложного? Тяга к прекрасному заложена в природе человека. Просто кто-то любит живопись, кто-то поэзию, а мы – музыку.
- Так-то оно так, но ты увильнул от основной темы – звукозаписи.
- Ну это вы с Ауди считаете звукозапись основной темой. А по мне так без нее вообще можно обойтись.
- Это как?
- Элементарно. Знаешь, как распространялись музыкальные шлягеры до появления грампластинок?
- Нет…
- Заходишь в музыкальный магазин и спрашиваешь: «Что у нас, голубчик, новенького в мире вальса?», - «Вот, пожалуйте-с. Только что доставили-с из типографии. Штраус «На прекрасном голубом Дунае». Все кто слышал, в лютом восторге!».
Берешь папочку с нотами, садишься за фортепиано и лабаешь Штрауса на радость гостей и домочадцев. Или просто для своего удовольствия. И удовольствия этого, готов поспорить, будет не меньше чем от прослушивания винила на ММ Clearaudio Virtuoso Wood.
- С тобой трудно спорить. А при таком «прослушивании» действительно становишься соучастником музыкального действа.
- Да, Стерео, так и есть. Вся история звукозаписи насчитывает всего-то сто лет с хвостиком, а стереоформат чуть больше пятидесяти. Музыкой же человечество наслаждается тысячелетиями.
- Да, да, Мэл, убедил. Ты могучий красавец, а мы уродливые карлики. И тем не менее. Сегодня с нот почти никто не играет, подавляющее большинство слушают запись, в том числе и ты. Давай переместимся в эту плоскость. Опиши свои эмоциональные переживания не от живого концерта, а от звукозаписи.
- Да все, почти то же самое, Стерео.
- Не понимаю… Тебе что ли без разницы – живое исполнение или запись?
- Разница конечно есть, поэтому я и назвал идеальным прослушиванием живой концерт. Но эта разница не координальна.
- Ну что значит не координально? Ауди, вон, ради этой разницы, и живет на белом свете.
- Хорошо. Попробую тебе объяснить на примере. Ты бывал когда-нибудь на литературных чтениях?
- Разумеется.
- Так вот. Это как слушать живого «Поэта» на его концерте и читать его книжку. Конечно, это разные вещи. Когда Булгаков читал в Коктебеле на даче Волошина главы из «Мастера и Маргарита» - это была феерия!!!
Воздух пронизывали его харизма и талант. Все слушали, рыдали, потом бухали, накуривались, купались голышом и т.д.
Читать книгу – это совсем другое дело. Но!!! И от чтения можно получить огромное удовольствие. Втягиваясь в сюжет, ты постепенно перестаешь замечать буквы, предложения, абзацы и погружаешься в мир писателя. То есть, начинаешь видеть литературный образ! Становишься, как бы, соучастником действа. Как будто ты присутствуешь при событиях, описанных Булгаковым. Понимаешь?
- Кажется, начинаю догадываться, к чему ты клонишь.
- Я хочу сказать, что присутствие на литературном вечере, чтения книги, или прослушивание аудиокниги – это всего лишь разные способы получения одной и той же информации. И хотя способы эти довольно сильно отличаются, они не слишком влияют на яркость возникающего под их воздействием литературного образа.
То же и с музыкой. Мои эмоциональные переживания не слишком будут отличаться услышь я свою любимую песню на концерте, виниле, CD, по радио или просто бренча ее на гитаре. Дошло до тебя, наконец?
- Не совсем… Что же ты хочешь сказать, что литературный и музыкальный образ - это одно и то же?
- Нет, хотя они явные родственники. Я говорил, о различных способах достижения этого образа.
- То есть, для меломана главное в музыкальном прослушивании – это увидеть образ.
- Да!!! Наконец-то, до тебя дошло! Ну вы ребята даете… Это же очевидно!!!
Разумеется, качественные компоненты способствуют лучшему раскрытию музыкального образа. Но аппаратура не создает его, а всего лишь помогает донести до слушателя.
- Не так уж это и очевидно. Хотя кое в чем ты определенно прав. Как то, в одной, довольно разношерстной компании, зашел разговор о творчестве The Beatles. Так вот, один почтенный господин, стал с ностальгией вспоминать как в молодости, во времена СССР, он покупал у спекулянтов их диски. Чтобы лучше понять о чем идет речь, я спросил его - это были моно пластинки или стерео? Он посмотрел на меня стеклянными глазами и сказал – да какая, на хрен, разница!
- Ну это ты, довольно уродливый, пример подобрал, но тем не менее он подходит.
- И напоследок еще один вопрос. Есть мнение, что меломаны слушают старые пластинки не для того чтобы получить удовольствие от музыки, а просто ностальгируют по ушедшей молодости.
- Не совсем понимаю, причем тут меломаны. Ты об этом лучше с Вини поговори или с Олди. «Дух времени» - это скорее, их тема.
Конечно, приятно слушать пластинки, которые покупал еще в отрочестве. Но не менее увлекательно открывать для себя новых или ранее незамеченных исполнителей. Другое дело, что с первого прослушивания невозможно полностью оценить творческий потенциал.
Нельзя, услышав одну песню, стать фанатом группы. Для этого нужно время и более широкое знакомство с коллективом. Но не несколько десятилетий, а недель или месяцев вполне достаточно.
Вот, например, Supertramp. Я их раньше слышал только по радио и не особо обращал на них внимание. Пока Фил не привез пластинку из Германии. Я разок послушал, и они мне понравились. Затем пришел еще альбом. Его я послушал уже с огромным удовольствием. И тут Фил притаскивает пять альбомов Supertramp. Я слушаю и просто влюбляюсь в них. Это мои новые кумиры!!! Или Matt Bianco. Я раньше вообще их не слышал. Отслушал одну пластиночку, другую и зафанател! Чтобы полюбить песню – надо ее запомнить, т.е. прослушать несколько раз.
Я не могу как Ауди. Неглядя вытаскивает из коробки сорокопятку, непойми какого диджея, слушает это умопомрачительное бухало, трясется и тащится в полный рост, в аннотации заваливает ее диферамбами, ставит 5+ и больше никогда к ней не возвращается.