- Салют Вини!
- Привет Стерео!
- Ну что, дожили до восьмого эпизода. Не пора ли нам обнародовать концепцию Русский Звук?
- Как скажешь. Ты решил эту честь предоставить мне?
- Ну а кому еще? Ты ее придумал – тебе и флаг в руки. Будешь нашим Знаменосцем.
- Но что же, помолясь – приступим.
Мне неважно, кто провозгласит ИСТИНУ, мне главное – чтобы она была.
Прежде чем вести диспуты о звучании – нужно договориться, как оценивать компоненты технически и экономически. Ну с экономикой все более-менее ясно – это денежный эквивалент нового компонента. А с технической? Нужна единая, общепризнанная система оценки – чтобы каждый, находясь у себя в городе, мог с этим ЭТАЛОНОМ сравнивать звучание своей системы.
Концепция «Русский Звук» провозглашает своим ЭТАЛОНОМ живое выступление Артиста. В том же концертном зале – на лучших местах – середина 3-10 рядов партера. И вот этот звук – на этой же громкости и является Эталоном звучания в данном Жанре. Вот с ним и надо сравнивать звучание системы.
Исходя из этого постулата, условно разделим всю музыкальную палитру на несколько частей. И не по жанрам, а по специфике Концертного зала, ну или –
Концертной площадке. Начнем с лютого техно. Не самый сложный жанр для воспроизведения. Но есть один нюанс – БАС. Он должен быть убедительным. И в комнате без акустической обработки, или на полочниках, можно даже и не пытаться его воспроизвести. Также с этой задачей не справятся вертушки с плохой виброразвязкой – они начнут возбуждаться.
За эталон, в этом сегменте мы возьмем Казантип времен его расцвета. 2003 год, когда фестиваль проходил в Веселом и организаторы заявляли 100 кВт звука. Ну, на основном танцполе их точно был не один десяток. Помните? Серферы и кайтеры с разноцветными змеями несущиеся по волнам, полуголые девицы, загорающие под ласковым солнышком и пляж усеянный баянами с контролем и пятками от косяков. Ну что я Вам рассказываю? Вы все там были.
Ну и танцпол с басом выворачивающим наизнанку – достающим до самой кочерыжки. Вот такой звук – на той же громкости и с такими же ощущениями осязания должен наполнять Вашу КдП до самых краев. Вы должны плавать в звуках. Бас должен толкать Вас в грудь.
Как Русский Звук этого добивается? Огроменные, тяжеленные колонки с басовиком 10, а лучше 12, а еще лучше 15 дюймов. Обязательно с фазоинвентором направленным вперед. Устанавливать их следует так, чтобы басовый динамик бил Вам в живот, а фазик в грудь – в солнечное сплетение. Качать эту лють должны транзисторные концы или мощные интегральники. Ламповый пред – обязательно с темброблоком. Так же подойдет вариант с би-айпингом. Транзистор на НЧ, лампа на СЧ, ВЧ и супер твиттер. Переходим к виниловому тракту. Идеальной связкой под такую задачу, мне видится - недорогая низкоуровневая МС – типа Ортофон Рондо Рэд, с хорошим транзисторным фоником – типа нашего Твин Дек. Для более хлесткого звучания, входное сопротивление можно поставить поменьше – 60 Ом.
ММ и высокоуровневые МС для этой цели не подойдут. Также, лишено смысла использовать повышающие трансы и ламповые фоники. Это все мажет звук и четкого, артикулированного баса Вы не получите. В данном сегменте не рекомендуется использовать дорогие, утонченные МС – типа Шелтер или ЕМТ. Они для этого, слишком уж деликатные. Тут надо, что то попроще – погрубее – подоступнее.
Следующая категория – большой Концертный зал. Например, Крокус Сити Холл. Здесь мы будем слушать – Рок или хорошую эстраду. Озвучить эти жанры – чуть сложнее, нежели примитивное техно. Тут у нас добавляется живой вокал, ну и возможно, еще какие-нибудь акустические инструменты – губная гармошка, дудки, акустическая гитара и фортепиано. Для этих целей прекрасно подойдут те самые деликатно-утонченные предтоповые МС – Шелтер или ЕМТ. По мере добавления акустических инструментов и убавления жесткости ритм-секции, можно начать применять высокоуровневые МС с ламповыми фониками. Если на то у Вас имеется желание.
В этом сегменте, можно не только добиться полного ощущения присутствия на живом концерте, но и переиграть его. Мы были в Крокусе на программе Пикника «Чужестранец». Фил прикупил там роскошно оформленный и потрясающе записанный винил. В творческой лаборатории Кунцево мы его заслушали – и протащились много больше, чем на концерте. Но, справедливости ради, надо заметить, что в Крокусе у нас были не самые лучшие места.
Ну и наконец, Консерватория. Элита! Самый сложный для воспроизведения жанр. Добиться с помощью звукозаписи натурального звучания живого акустического инструмента или голоса – невозможно. Но, имея определенное видение и материальные средства, можно к нему приблизиться почти вплотную. В Консерватории мы будем слушать акустический джаз, классику, этнику, романсы.
- Вини, прерву твой потрясающий монолог. Объясни, пожалуйста, нашим читателям, в чем тут сложность.
- Сложность - в наличии Эталона. Как звучит электрогитара? Да кто ж ее знает? Своего собственного голоса у нее нет. Звук зависит от комбика или видения звукорежиссера. То же можно сказать, про все электроинструменты и партии, воспроизводящиеся через микрофон. По большому счету, разницы нет – сам он в этот микрофон орет или это уже записанный сигнал. Все что подается через звуковоспроизводящую аппаратуру, озвучить легко. Даже если тракт красит звук – всегда можно сказать – а это такое видение звукорежиссера. Специально так записано – с режиссерским акцентом. И поди поспорь.
Другое дело – когда у инструмента есть свой собственный – ничем не замутненный, не искаженный и не исковерканный режиссерским акцентом голос. Фортепиано, скрипки, дудки – все что подается без микрофона и звукоусиливающей аппаратуры – воспроизвести чертовски сложно. Звук живого инструмента зависит только от акустического оформления помещения и заполненности концертного зала публикой. Все! Во всех Консерваториях мира, фортепиано будет звучать плюс-минус одинаково.
- Вини, пожалуйста, про акустическое оформление поподробнее.
- Хорошо. Дело в том, что в наши уши звук попадает не только от его источника, но и от отражений стен, пола и потолка. То есть, один и тот же инструмент, например, скрипка – в подъезде, на улице и в Консерватории, будет звучать абсолютно по-разному. Лучше и правильнее всего – в Консерватории. Поэтому, абсолютно бесполезно, перебирать компоненты в поисках идеального звука в не подготовленном помещении. Они там не раскроются. Не потому, что плохие – а потому, что условия не созданы. Вы оформите КдП подобающим образом – и удивитесь, насколько лучше, живее и интересней зазвучит Ваша система. Достаточно?
- Да! Прекрасно раскрыл тему, продолжай пожалуйста.
- Итак! Из теории Я.Г. мы узнали, что низкоуровневые МС, подкрашивают звучание фонограммы своими собственными обертонами. Делают его более насыщенней и шероховато-шершавым настолько, что мозг начинает путаться и принимает звучание системы за живое концертное исполнение – например, в Крокус Сити Холле. То есть там, где звук подается через громкоговорители. Но в Консерватории, музыканты выступают вживую – без усиления. Поэтому МС для этой цели не подойдет. Хорошая ММ с качественным ламповым фоником, смогут по тембральному окрасу максимально приблизиться к живому звучанию акустических инструментов. Для полного погружения в атмосферу камерного зала, отлично подойдут однотактный ламповый усилитель и высокочувствительные рупора на шириках. Также данная система будет идеальной для речевых пластинок и романсов. Итак – подводим резюме. Электронные семплы и музыку, сыгранную на электроинструментах, лучше воспроизводить низкоуровневыми МС через хороший транзисторный фоник с регулировками. Акустическую музыку, звучащую вживую – без усилительного тракта, целесообразней слушать на хорошей ММ через ламповый фоник.
Устанавливайте на вертак два тонарма и наслаждаетесь разнообразием музыкальных жанров и направлений во всей их первозданной красе.
- Браво Маэстро! Это что – все?
- Краткость – сестра таланта.
- Какой-то маленький эпизод получился.
- Ну если хочешь, можно проиллюстрировать концепцию Русский Звук Стерео Тестом, проведенным Ауди и Экспером в 2016 году на Винил Джеме в Ноте Плюс.
- Вот, кстати, отличная получится иллюстрация. В рамках культурно-развлекательной программы Винил Джема, дизайн студия NewArtVinyl провела сравнительный тест фонокартриджей.
В комнате для прослушивания аудиосалона «Нота+» на двухтонармовом проигрывателе грампластинок Black Crystal, одновременно опустились обе иголки, выведенные через идентичные фонокорректоры на один усилитель, и переключая селектор входов, сравнивалось звучание головок. В сравнительном тесте принимали участие: Audio-Technica AT33EV, Ortofon MC Rondo Red, Ortofon MC 3 Turbo, Van Den Hul MC – Two Special, Clearaudio Virtuoso Wood. Мероприятие «NewArtVinyl» посетил главный редактор Stereo&Video Михаил Борзенков. Фрагмент теста запечатлен на второй части его видеоотчета о «Винил Джем» на портале Stereo&Video.
Сравнительный Тест был задуман, как демонстрация универсальности и нейтральности компонентов «NewArtVinyl» и охватил практически все основные музыкальные жанры. За час с небольшим мы прокрутили на пяти иголках: техно, электронщину, рок, эстраду, джаз, духовой оркестр, орган, симфоническую музыку и романс. Эволюция Теста: в динамики – от громкого к тихому, эмоционально – от бездушного техно к одухотворенному романсу, и технически – от низкоуровневых МС, через высокоуровневые к ММ фоно картриджам. Перед началом теста Ауди произнес вступительную речь: «Потратив несколько лет и сотен тысяч на поиски идеального фоно картриджа на меня наконец снизошло озарение, и я понял, что такового не существует. Можно субъективно, лично для себя, подобрать роскошную иголку умопомрачительно раскрывающую какое-нибудь музыкальное направление. Но на этом - все! Объективно универсальных иголок не бывает. Но время и деньги были растрачены не напрасно. В нашем клубе собралась весьма приличная иглотека из дюжины головок различных заточек, производителей и конструкций. А вместе с иглотекой завелась полезная привычка фоно картриджи тестировать, сравнивать и сопоставлять. Но заниматься этим на одном тонарме довольно неудобно. Пока переставишь шелл, настроишь прижимную силу и антискейтинг пройдет достаточно времени, чтобы замылить впечатления от предыдущего прослушивания. И результаты теста получаются в большей степени субъективные. Справиться с этой проблемой помог двухтонармовый проигрыватель виниловых дисков "BlackCrystal", созданный дизайн студией NewArtVinyl специально для аудиофильских прослушиваний. Как говорится - меломан слушает пластинки, а аудиофил иголки. Теперь, когда обе головки подключены, настроены и скользят по пластинке секунда в секунду, можно сосредоточиться на сравнительном тесте, сделать объективные выводы и получить при этом массу удовольствия! Конечно, характер звучания ММ и МС картриджей настолько разный, что не требует такого внимательного сравнения. А вот особенности заточки иглы и тонкие нюансы, отличающие высокоуровневые МС головки от низкоуровневых без прямого теста уловить так достоверно вряд ли удастся». И так! Дебютировал Стерео Тест дуэлью двух низкоуровневых МС иголок – АТ 33 EV и Ortofon MC Rondo Red с выходным уровнем 0,3 и 0,5 мВ соответственно. Для удобства сравнения на Twin Deck подключенному к Аудиотехнике коэффициент усиления поставили 2100, а к Ортафон 1500. Сопротивление на обоих фониках установили 100ом. Таким образом, уровень громкости с обоих тонармов стал практически одинаковым. Пластинка Booka Shade «in white rooms» заставила слушателей содрогнуться от хлесткого стрекотания ВЧ и умопомрачительного диджейского бита. На столь скупом, по звуковой палитре музыкальном материале, довольно сложно было выявить явного лидера. Мнения слушателей разделились примерно поровну, а Ауди поставил обеим иголкам по пять баллов. Следующей пластинкой завели сорокопятку «CALL IT LOVE» YELLO. Здесь преимущество по яркости и сочности верхней середины оказалось за АТ 33 EV.
Проигравший, по правилам нашего теста, выбывает и на освободившейся тонарм устанавливается высокоуровневая Ortofon MC 3 Turbo. На роке низкоуровневая МС АТ 33 EV показалась слушателям предпочтительнее, а вот на сорокопятке SADE «YOUR LOVE IS KING» мнения опять разделились поровну. На эстраде же подавляющее большинство склонилось в сторону высокоуровневой MC Turbo 3. Меняем проигравшую иголку на Van Den Hul MC – Two Special и заводим пластинку James Last «Robert Stolz». Характер звука обоих высокоуровневых МС довольно сильно отличается, но мнения слушателей опять разделилось, и выявить лидера не удалось. Дальше ставим духовой оркестр и по точности и достоверности преимущество за Van Den Hul MC – Two Special. Меняем турбо 3 на Clearaudio Virtuoso Wood и ставим YUSEF LATEEF «PART OF THE SEARCH». После целого часа прослушивания МС иголок звуки ММ картриджа кажутся через чур резкими и сухими. Большинство слушателей склоняются в сторону Van Den Hul. Но только не Ауди. Хорошо зная характер звучания обоих головок он выхватывает на Вертуозе оттенки и нюансы, ускользающие от высокоуровневой МС.
Следующей ставим моно пластинку EDDIE CALUERT «ITALIA CURNIVAL». И снова мнения делятся поровну. Одним нравится достоверность ММ Виртуозе Вуд, другим кажется более комфортным звучание МС Van Den Hul. Далее Ауди ставит орган полностью уверенный в победе ММ. И действительно, в сторону Виртуозе Вуд склоняется, хотя и не значительное, но большинство. -По поводу органа разыгралась настоящая дискуссия. Перед тем, как поставить пластинку я осведомился у аудитории, слушали ли они орган живьем. Большинство ответило положительно. А после прослушивания я спрашивал у проголосовавших за МС, вы же слышали настоящий орган, ведь он играет не так, как его воспроизводит Ван Ден Хул. «Да - отвечали они, -действительно, ММ играет точнее, но нам больше нравится звучание МС». -Но здесь уже спор перешел в другую плоскость. Как говорится, кому что надо. Мы с тобой ищем точность и достоверность воспроизведения фонограммы, а кто-то просто хочет получить удовольствие от прослушивания любимой пластинки. -Однако, я хотел добиться убедительной победы ММ головки в акустическом жанре, и под конец поставил моно пластинку с романсом КЭТО ДЖАПАРИДЗЕ. -И ты все же добился своего!
Подавляющее большинство аудитории проголосовало за ММ Виртуозе Вуд. -Ну что, подводим резюме? -Ты готовил Стерео Тест, ты и подводи. -О’кей. Не стану лукавить, подбор винилов под каждый дуэт иголок был отнюдь не случаен. Я потратил не один день, отыскивая в нашей фонотеке пластинки наиболее ярко раскрывающие достоинства каждого фоно картриджа. И потратил не одну неделю, отслушивая иголки и выявляя их жанровые предпочтения. -И ты поделишься с нами своим сокровенным знанием, о мудрейший Ауди? -Запросто! И так! Низкоуровневые МС картриджи играют жирно, сочно, обволакивая музыкальный материал аппетитной душистой корочкой. При этом они красят звук, наполняя его своими собственными резонансными обертонами. Да, их нет на фонограмме, но они так чарующе хороши и так похоже на настоящие обертоны, что чертовски трудно удержаться и не впасть в прелесть. ММ картриджи играют сухо, скупо и сдержанно. Они не вносят в звучание никакой отсебятины, воспроизводя фонограмму максимально достоверно и точно. Это два крайних полюса.Высокоуровневые МС играют где-то между ними, в районе экватора. -Очень поучительно. Однако, ты ничего не сказал о жанровых предпочтениях. -Жанровые предпочтения, Экспер, это дело вкуса. -Так то оно так, но почти все участники Теста с твоими выводами согласились. -Я считаю, что подбирать иголки под различные музыкальные направления следует исходя из их свойств. Начнем с низкоуровневых МС. Раз они окрашивают фонограмму, значит целесообразно крутить на них те жанры, где эталонного звучания в принципе не существует. Например, электронная музыка или техно. На пластинке Booka Shade мы даже не смогли понять какая из иголок играет лучше. Они обе катали умопомрачительно. Также хорошо прозвучал в исполнении МС АТ 33 EV жесткий гитарный рок и YELLO. Проблемы у низкоуровневых МС начинаются когда в музыкальном материале присутствуют акустические инструменты и голос.
На Шаде мнения слушателей разделились, а на эстраде высокоуровневая МС Турбо 3 оказалась выразительней. Рок с акустической гитарой, перкусиями и фортепьяно, эстрада с духовыми, джаз с бас гитарой и электроорганом – вот, на мой взгляд, ниша высокоуровневых МС. Ну а полностью акустическую музыку целесообразней слушать на ММ. Симфонический оркестр, опера, хор, орган, акустический джаз, оркестр народных инструментов, романсы, речевые пластинки – все это прерогатива сдержанного, сухого, но академически точного, подвижного магнита.
Проиллюстрирую примером лекцию Вини. Заходил приятель. Мы с ним накануне Еллоу «Тач» слушали. Он проникся – нарыл этот альбом и в тачке слушает. Говорит:
- Вот низы у тебя хорошо играют, а верха – слабовато. У меня в машине – лучше.
Я говорю:
- На самом деле – все наоборот – верха у меня полный финдиперс, а вот по низам – техно качают, конечно, хорошо, но вот самую толстую струну большого контрабаса – не отыгрывают – захлебываются. Приходится бас убавлять. Вот купил винил Биллис Бэнд – обратил внимание. А по верхам – тебе в машине кажется ярче, потому что там у тебя куча пищалок и все дуют тебе в уши. Но так быть не должно. Это неправильно. На концерте так не играет. Надо стремиться к натуральности звучания. А много ВЧ не значит – лучше. Их должно быть ровно столько, чтобы в данной КдП создавалась иллюзия живого звучания и не более того. Можно много навалить верхов или низов – но это не значит, что так будет лучше. Нет! Лучше так – как на концерте – середина третьего-седьмого рядов партера. Ну, если это стадион – прямо перед пультом звукорежиссера.
На этом предлагаю сегодняшний Ликбез закончить. И помните – как говорит Ауди – под хороший виниловый тракт Вы должны рыдать!