СОВЕТЫ ПОЛЬЗОВАТЕЛЮ. НА ЗАМЕТКУ

Виниловый Ликбез от дизайн студии NewArtVinyl. 6 эпизод.

Экспер – рубрика СтереоТест. Независимый эксперт нашего клуба. Самый объективный и непредвзятый СтереоМан. Через его руки и уши прошла не одна сотня килограммов радиоаппаратуры. Больше всего на свете Экспер ненавидит хвастовство, некомпетентность и предвзято завышенные технические параметры в мануалах. «Что за фигня?!! В описании написано что усилитель весит 9 кг. Перевешиваю – 7,5 кг! Это вообще как?!!» Бескомпромиссный борец за чистоту экспериментов и сравнительных тестов. В то же время Экспер один из самых ярых просветителей музыкальной безграмотности. «Если вы поменяли дешевый штатный межблочник на дорогой Хай Эндовый и не услышали разницы – это не значит что ее нет. Просто ваши компоненты слишком слабо играют чтобы эту разницу озвучить. Попробуйте провести тот же эксперимент на более качественной аппаратуре и вы поразитесь результату!». Любимое занятие Экспера это отслушивать и сравнивать привезенную Олди из РетроТуров аппаратуру. 

- Салют Экспер! 

- Привет Стерео! Какими судьбами? 

- Да вот решил заглянуть, проведать тебя. Что-то ты совсем пропал, ничего не пишешь, тесты не крутишь… 

- Трудимся, много работы по NewArtVinyl. А тесты делаем – регулярно выкладываем ролики на Ютубе. 

- Ютуб – это хорошо. Но ты и про нас не забывай… 

- Ну что ты такое говоришь, Стерео? Альма-матер не забудем никогда! 

- Ну, вот и чудненько, другого ответа я не ожидал и услышать. А раз так – с тебя Виниловый Ликбез. 

- Не вопрос. Я как раз недавно сравнивал два фонокартриджа и пришел к весьма неожиданным результатам. Давай вот об этом и поговорим. 

- Давай! Что за иголки? 

- Взял послушать ММ Goldring G1042 и МС Ortofon Samba. Обе уже несколько лет как не выпускаются. Goldring стоила в района 30 К, Samba в районе 10 К. Сначала послушал ММ. Виниловый тракт – вертушка NewArtVinyl Crystal Rock, тонарм Джелка 250, фонокабель Джелка 501, фонокорректор NewArtVinyl Литл Тьюб. 

После Clearaudio Virtuoso Wood (70 К) Goldring проще настолько, что впору ее с Ортофон 2М Ред (7 К) сравнивать. 

- Может с фоником они не сыгрались? 

- С нашим ламповым Литл Тьюб? Да он выжил из нее все до последней капли. Можно сказать досуха. Слушай дальше. Покрутил ее на разных жанрах – не то. После Виртуозе прям воротит. 

МС сначала даже и слушать не хотел – что от такой простой иголки ждать? Однако любопытство экспериментатора взяло свое, и я прикрутил МС на второй тонарм. Виниловый тракт: вертушка NewArtVinyl Crystal Rock, тонарм Джелка 250, фонокабель Ортофон 1010, фонокорректор Твин Дек. Поиграл ее на Твин Деке, после Шелтер 501 (90 К) прифигел насколько она проще, я бы даже сказал – элементарней. 

- Ну, еще бы! Шелтер почти в 10 раз дороже! Как ты хотел? 

- Вот и я об этом подумал. Не правильно сравнивать столь разные в ценовой категории компоненты. А вот друг с другом Голдринг и Самбу вполне сравнить можно и нужно, тем более что они уже стоят на одном вертаке. А еще, я подумал, что Твин Дек слишком хорош для простенькой Самбы и заменил его на штатный фоник Kenwood L-01A. А заодно, чтобы проверить твою версию, подключил к нему и Голдринг. Благо у Кенвуда 2 отдельных входа для ММ и МС, причем каждый со своим собственным заземлением. 

Однако фокус не удался, и на транзисторном фонике Голдринг заиграла еще хуже и тише, чем на Литл Тьюб. 

- Значит, твои утверждения не голословны? 

- Само собой. А вот Самба на Кенвуде заиграла и ожила. Он ее прекрасно раскрыл и обыграл. Я переключил Голдринг обратно на ламповый Литл Тьюб, опустил на пластинку одновременно 2 тонарма и, переключая селектор входов стал сравнивать звучание. Ну, так Самба переиграла Голдринг! У МС больше и глубже бас – раскатисто бархатистей. А ММ туповато как то играет. Голос поживей и по натуральней на ней, а вот аранжировки бедней значительно. На Голдринг вокал на первый план лезет, а на Самба оркестр подтягивается и выравнивает тональный баланс. Вот так вот! ММ в три раза дороже, а в звучании уступила простенькой МС. 

В общем, Ортофон в очередной раз порадовала и даже удивила – МС картридж начального уровня за 10 К выступил достойно более чем и переиграл конкурента в три раза дороже себя. Вывод – Ortofon Samba МС роскошный фонокартридж, при условии достойного корректора играющий много лучше своей стоимости. А вот Голдринг обгадилась капитально! И даже на роскошном ламповом фонике не смогла продемонстрировать ничего вразумительного. Вывод – MM Goldring G1042 фонокартридж посредственный более чем. По звучанию уступает иголкам в разы дешевле и свою стоимость не оправдывает вообще никак. 

- Весьма любопытно. А какую роль в твоем тесте сыграли фоники, как ты считаешь? 

- Решающую. Иголка без фоника – не обработанный алмаз. Хороший корректор огранит ее в безупречный бриллиант – своей игрой, сиянием и всполохами разноцветных искорок, способный заворожить и заставить забыть обо всем на свете. А плохой корректор выкатает из нее кривенькую, проваленную, невыразительную гальку скользнув взглядом по которой, Вам сразу же захочется отвести глаза. 

Да собственно весь тракт имеет значение – вертушка, тонармы, фонокабели. Больше чем уверен – если бы сравнение проводилось на каком-нибудь прямоприводнoм Техниксе или Пионере со штатными кабелями, тонармами и фоники на операционных усилителях – результат был бы совсем иным. Гул Дерект Драйва и расшатанный тонарм заглушили бы нежные обертоны низкоуровневой МС. Дешевый кабель донес бы слабый сигнал с искажениями и не в полном объеме, ну и микросхемы фоника надругались бы над изуродованным искалеченным посылом иголки, доведя его до полного непотребства. На фоне этого безобразия, более мощный сигнал ММ картриджа смог бы пробиться сквозь технические недостатки дешевого Хай-Фай тракта с меньшими потерями и в результате выглядел бы лучше. А точнее – менее омерзительно. Вот на это, видимо, и рассчитывают производители Голдринг, задирая цены на свою продукцию сверх всякой меры. 

- Подводи резюме. Только сначала, для непосвященных охарактеризуй G1042 и Samba по их месту в градации линеек ММ и МС. 

- Samba, за 10 К – это одна из самых дешевых МС иголок. Для категории низкоуровневых МС 10 К – это вообще не деньги. Фонокабель Ортофон 1010 стоит в 2 раза дороже. Так что цена, можно сказать, аномальная. 

- Видимо за это ее и сняли с производства. 

- Возможно. А вот для линейки ММ – 30 К это уровень далеко не бюджетный. Даже если не брать во внимание начальные Аудиотехники по 2-3 К, то в пределах 6-8 К и у Ортофон и у Сумико, да и у других производителей можно подыскать что-нибудь интересненькое. Взять ту же 2М Ред. А за 15 К уже можно приобрести АТ 440. И разница в звучании будет очевидна. Так что 30 К для ММ иголок – это скорее ближе к середине линейки, чем к ее началу. 

- То есть, ты хочешь сказать, что начальное МС переиграло предтоповую ММ. 

- Ну да, с той оговоркой, что наш тракт рассчитан на гораздо более деликатные и утонченные иголки, ценовой категории 100-300 К. Соответственно для МС Самба были созданы идеальные условия, за счет чего она и обошла ММ. 

- Ну что ж Экспер, ты прекрасно раскрыл тему и твоя лекция заискрится яркой звездой в созвездии цикла Виниловый Ликбез. Я уверен, наши читатели будут тебе безмерно благодарны, если ты дашь им какой-нибудь практический совет. 

- Да, пожалуйста! Прежде чем заморачиваться с низкоуровневыми МС Вы должны подготовить к этому весь остальной виниловый тракт. На вскидку – стол 100-200 К, тонарм 50-100 К, кабель 10-20 К, фоник 100-200 К. И уверяю, что потратив 300-500 К на тракт, начальные МС картриджи за 10-20 К Вас вряд ли заинтересуют. 

Как быть, если Вы хотите разнообразить звучание не меняя имеющийся Хай-Фай вертак. Есть способ. Сочетание высокоуровневой МС с ламповым фоником. Ортофон МС Турбо 1 стоит 15 К. За соизмеримые деньги можно подыскать мастеровой фоник. И это сочетание вдохнет новую жизнь в Вашу систему. Высокоуровневые МС не так чувствительны к недостаткам и огрехам винилового тракта. А по звучанию, при достойном фонике, переиграют ММ в более дорогой ценовой категории. Goldring G1042 так просто разорвет в клочья. Доволен? 

- Да! А что ты говорил, про ролики на Ютубе? 

- Вот прекрасная иллюстрация к моим словам. Крайние тесты мы снимали при помощи специально приобретенного студийного микрофона. И результат превзошел самые смелые ожидания! Ролик «Мононить, пассик или леска» просто взорвал Ютуб – Не может быть… Не верю... Программно подшаманино… И т.д. и т.п. Пользуясь случаем хочу заявить – и в СтереоМанКлубе и в NewArtVinyl все люди взрослые, серьезные, дорожащие своей честью и деловой репутацией. В чистоте эксперимента мы заинтересованы больше всех остальных, так как используем результаты теста в наших последующих разработках. И любой из проведенных экспериментов мы можем повторить в присутствии наблюдателей с аналогичным результатом. 

- По поводу серьезности… Некоторые комменты Власт Кола… особенно про муху… 

- Ну, это же обсуждение, к тому же были праздники и Власт Кол расшалился. А про муху да, забавно! 

Однако вернемся к нашей лекции. Честно сказать, я сам был озадачен такой разницей в звучании, причем хочу отметить, что на разных системах эта разница проявлялась по-разному. 

- На разных системах, но одинаковых вертушках? 

- Само собой. В творческой лаборатории «Кунцево» нитка попросту вывела звучание на новый уровень. Ауди несколько дней не мог в себя придти от восторга. А казалось бы - такая мелочь. 

- В виниловом тракте мелочей не бывает! 

- Вот именно! Но, к сожалению, очень мало кто это понимает. Публика, во-первых, не верит в гиперчувствительность Хай-Энд вертаков, а во-вторых, просто не понимает, зачем она нужна! В следующем ролике про маты некто АН саркастически пишет: «с таким же успехом Вы можете сделать тест подставок под вертушки – поставили на бетонный пол – звук один, на деревянный стол – звук другой». АН считает это смешными выдумками, однако, это чистая правда. Так и есть. Я в свое время провел несколько десятков подобных тестов и могу со всей ответственностью заявить – от подставки под ЭПУ зависит не только характер звука, но и громкость на которой вертушка начнет возбуждаться. 

И наконец, перейдем к животрепещущему вопросу – ЗАЧЕМ? Зачем нужны вертаки, на которых звук существенно меняется от замены мата? Зачем нужны тонармы, на которых слышно, даже если на них муха сядет? Зачем нужны фоники с большим спектром регулировок входного сопротивления и усиления? Затаили дыхание? 

- Да!!! 

- Все эти сложнейшие, точнейшие и дорогущие механизмы и компоненты служат одной единственной цели – в полной мере раскрыть потенциал высококачественного фонокартриджа. Если Вы планируете оперировать иголками в ценовой категории 50-500 К, то все вышеперечисленное Вам жизненно необходимо. 

Если же Вас устраивает АТ-91, как вышеупомянутого А.Н – Вам это все абсолютно ни к чему. Как говорится – выше Головы не прыгнешь и если Вы себе в Головы выбрали 91 Аудиотехнику, то нет никакого смысла заморачиваться тюнингом вертушек, тонармов, матов и т.д. 

- На этом предлагаю сегодняшний Ликбез закончить. И помните – как говорит Ауди – под хороший виниловый тракт Вы должны рыдать.




Оставить комментарий






Главная страница > Hi-Fi потребитель > Советы пользователю > На заметку > Виниловый Ликбез от дизайн студии NewArtVinyl. 6 эпизод.