Автор пятого эпизода - Фил, ведущий секции Филофонистов. Все наши читатели, люди безусловно грамотные, но на всякий случай процитирую Википедию: «Филофония – коллекционирование музыкальных, вокальных и иных звукозаписей на аудионосителях разного рода с возможной категоризацией по определенным темам, авторам, исполнителям, композиторам, музыкальным направлениям и т.д. Филофония, в отличие от Меломании, характеризуется акцентом на поиски, хранении и каталогизации музыки, нежели на ее творческих особенностях». И это все о нем. Больше всего на свете Фил любит мотаться по разным странам в поисках виниловых пластинок. И ему не очень важно что на них записано. Главное – хорошая сохранность и подходящая цена. По совместительству Фил бессменный хранитель и собиратель Клубной Фонотеки, насчитывающей к слову, около 5 тыс. дисков. Помимо долгоиграющих пластинок Фил коллекционирует практически все форматы аудиозаписи: CD-диски, компакт-кассеты, катушечные ленты, видеокассеты и даже некоторые МП3-файлы. Но, безусловно, главной его страстью остается Винил. Больше всего на свете Фил не любит когда прилично выглядящая пластинка, на которую он возлагал большие надежды, после реставрации конверта и вакуумной мойки, вдруг оказывается порченной и издает ужасное скрежетание и хруст. Высокий, худощавый, вечно задумчивый мужчина средних лет. Ярко выраженный интроверт. Кажется, что окружающий мир его мало интересует. Но это только пока в его поле зрения не попадет какой-нибудь музыкальный носитель. Тут он полностью преображается – глаза загораются нездоровым блеском, а все поведение начинает выражать неподдельный интерес. Одержимый коллекционер с более чем 30-летним стажем. Свою первую грампластинку купил в далеком 1984 году, на свою первую стипендию. Был дважды женат и обе жены не выдержали его оголтелой страсти к коллекционированию. Несмотря на это, Фил не теряет надежды найти ту единственную и неповторимую, которая разделит его интерес к филофонии, или хотя бы, будет терпимо к этому относится. Вредные привычки – одержимость к собирательству. Член СтереоМан Клуба с момента основания в 2013 году.
- Салют Фил!
- Привет Стерео! Какими судьбами?
- Пришел к тебе за очередной лекцией Винилового Ликбеза. Читал, что Ауди с Вини понаписали?
- Да, конечно. Но я не такой знатный виниловод как они.
- Это как посмотреть! Если судить по фонотеке (у Фила около 5000 винилов), то ты познатнее всех нас вместе взятых будешь! Так что давай, делись своим могучим опытом.
- Хорошо.
Прежде всего, хочу развить тему, затронутую Ауди в крайнем Виниловом Ликбезе о ценности грампластинок. Причем как материальной, так и метафизической. Я коллекционер с более чем 30-летним стажем и хочу со всей ответственностью заявить – для многих филофонистов грампластинка является предметом обожания, за который они готовы отдать все на свете. И на то есть ряд серьезных причин.
Во-первых – винил, по качеству воспроизведения объективно лучший из существующих ныне музыкальных носителей. Во-вторых – в отличие от всех остальных носителей, на виниле Вы можете слушать всю мировую индустрию звукозаписи в максимально возможном качестве.
- Не совсем понял твою мысль, поясни, пожалуйста.
- Ну, вот смотри – магнитная лента в хорошем качестве появилась в 60-х и к 21-му веку совсем почти совсем заглохла. У СD век оказался еще короче - с 1990-х по 2010-е. А лонгплеи, впервые появившись в 1948 году, не прекращают печататься до сих пор, и надеюсь, никогда не прекратятся. К тому же на LP переиздавалось огромное количество шеллака – а это культурный пласт более чем в полвека.
- Но Фил, в сети полным полно оцифровок винила. Да и на магнитофон все это можно переписать.
- Ой, Стерео, не смеши меня. Ты что, всерьез сравниваешь отпечатанную на заводе грампластинку с не известно как и на чем оцифрованным МР3 файлом? И потом - это все называется нелегальное копирование или попросту пиратство. Меня же, как законопослушного гражданина и коллекционера интересуют официальные релизы, изданные конкретными лейблами в конкретное время, конкретным тиражом. И повторюсь, на хорошем виниловом тракте, грампластинка легко переиграет не только цифру, но даже и мастер-ленту.
Ну и, в-третьих – грампластинка, как нельзя лучше подходит для собирательства, так как со временем не портится и не теряет своих свойств. Чего никак нельзя сказать об остальных носителях – магнитная лента осыпается и размагничивается, а у СD дисков окисляется фольга. Я имею в виду вековую перспективу. С винилами же, при условиях комнатной температуры, влажности и правильном вертикальном хранении ничего не произойдет, ни за 100, ни даже за 1000 лет. Ваш пра-пра-пра-пра-правнук поставит купленную Вами пластинку на вертак, протрет щеточкой пыль, опустит иголку и услышит те же самые звуки, под которые у Вас по щекам текли слезы радости и восторга в далеком 20-м веке.
- Как говорит оценщик Жирного Тонни «много за нее не возьмешь, но для сердца она ооочень дорога».
- Ну да. Продолжим. К сожалению, огромное количество людей и слыхом не слыхали о виниловом ренессансе и продолжают считать грампластинки ни кому не нужным, отжившим свой век архаизмом – типа перфокарт для ЭВМ. Хранят винилы в сырых гаражах, подвалах или чердаках, а то и попросту выбрасывают на помойку. Как подумаю об этом – прям сердце кровью обливается.
Несчастный коллекционер весь извелся, не спит ночами, перелопачивает развалы и интернет в поисках вожделенного пресса.
А в это же время, на соседней улице дородная домохозяйка, после разбора антресолей, тащит на помойку заветную грампластинку и еще с полсотни винилов.
Друзья! Умоляю Вас! Не выбрасывайте грампластинки!!! Не поленитесь, выставьте объявление на Avito и за символическую цену отдайте их в хорошие руки. Вы даже не представляете, какое счастье доставите виниловоду. Он будет холить и лелеять коллекцию Ваших родителей и главное – использовать ее по назначению. Крутить винилы и получать от этого неописуемое удовольствие.
Переходим к материальной ценности. Многие люди, владея фонотекой стоимостью в несколько сотен тысяч, совершенно этого не понимают, не берегут и не ценят ее. Проиллюстрирую примером. Звонит знакомая дама и просит починить вертушку. Приезжаю и вижу простенький корпусной пластиковый музыкальный центр начала 90-х. Помнишь тот период, когда СD уже появились, но винилы еще не отошли. Музыкальные центры, по инерции еще продолжали укомплектовывать вертушками, но делалось это по остаточному принципу.
- Как сейчас делают китайские Ионы? Вини называет их «кошмар виниловода».
- Вот, вот! Очень подходящее название. Пластиковый тонарм без шелла и вообще без всяких регулировок с намертво вставленной в него подозрительной иголкой. Так вот, резиновый подвес задубел там настолько, что кантилевер вообще перестал колебаться и при проигрывании издавал предсмертный хрип. Я говорю, что починить это невозможно и предлагаю ей подыскать исправный винтажный вертак за 10-15 К, поставить на него Ортофон 2М Ред за 6 К и подключить все это к имеющемуся музыкальному центру. Благо фоно вход там есть.
Она глаза вылупила – ты что сдурел? Это ж, какие деньжищи то! Я что, дура – 20 К на такую ерунду выбрасывать? Если б ты мне рублей за 500 его починил – это одно, а 20000 – на фиг, на фиг.
- Ну, тогда пока, - говорю я и начинаю собираться.
Однако любопытство взяло свое, и перед уходом я попросил показать, что за винилы она крутила на своем центре. Дама открывает комод и у меня темнеет в глазах. Вот это был номер! На двух полках комода разместилась пара сотен фирменных первопрессов отборнейшей диско-эстрады 70-х-80-х. Там было все! По нескольку альбомов АББА, Бони-М, Чингисхан, Би Джиз, Донна Саммер, Арабески и т.д. и т.п. Особо бурное слюноотделение у меня вызвал французский пресс Владимира Высоцкого. Оказывается, у нее родители были дипломаты, много ездили по заграницам и понапривозили оттуда кучу лютой фирмы.
- Ну и купил бы у нее всю коллекцию.
- Зачем. Из-за конвертов? За 20 лет проигрывания на «кошмаре виниловода» - она ушатала их до деклассированного состояния. Я говорю, если бы в свое время ты озадачилась покупкой приличной вертушки и следила бы за состоянием иголки, то сейчас твоя фонотека стоила бы под полмиллиона. Она не поверила – да кому такое старье нужно? Ну, теперь-то уже конечно никому. Вот такая вот грустная история.
- Да, печалька. А ты думаешь, на нормальном вертаке пластинка за 20 лет не ушатается?
- Думаю, нет. Есть мнение, что при правильном обращении винил проигрывается 50 раз без потери в качестве. Главное, грамотно настроить вертак, тонарм и иголку. Ну и конечно аккуратность в обращении никто не отменял.
Я тут третий год веду эксперимент. Распечатал новую пластинку, и раз в месяц проигрывают на ней только первую сторону. И после 50 прослушиваний сравню состояние езженной и неезженой сторон.
- Любопытно. И когда произойдет сравнение?
- Через пару лет. Соберусь сравнивать, обязательно позову всех Стереоманов.
- О`кей. Давно ты ездил в виниловые туры?
- Да... Давненько никуда не выбирался. Рубль просел, и стало дорого ездить по заграницам.
- А в Крым?
- Там тоже все не весело. При Украине работали порты и морячки привозили винилы из-за загран командировок. А сейчас блокада – порты простаивают, корабли не ходят, винилов нет.
- Как же ты пополняешь коллекцию?
- Через Валерыча. У меня в Мюнхене живет приятель – заядлый меломан, аудиофил и коллекционер. Я писал про него и про свою поездку в Мюнхен. Ну, так вот, я отправляю Валерычу бабки, а он покупает на них винилы и отсылает мне.
- И он себе за это что-то берет?
- Да нет, ничего не берет. Ему просто интересно этим заниматься. Времени у Валерыча достаточно, а кроме музыки, увлечений у него особо никаких нет. И вот по выходным, если хорошая погода, он тусует по фломаркетам, выискивая интересные винилы, и покупает их для меня.
- А по какому принципу он их выбирает?
- По состоянию. Меня интересуют грампластинки в хорошей сохранности.
- То есть жанрово ты ничем коллекцию не ограничиваешь?
- Вот Вы странные какие, все как то превратно понимаете! Я не то, что ее ничем не ограничиваю, я стараюсь фонотеку жанрово максимально расширить! Вот моя цель!!! Что слушать один рок? У нас в фонотеке его больше 1000 прессов. А вот этники мало. И современной музыки тоже мало. Надо наверстывать. Максимально расширить кругозор в мировой индустрии грамзаписи – вот цель истинного филофониста! А ты говоришь ограничивать…
- Был неправ, прошу пардона.
- Не надо зашториваться! Это очень интересно и полезно – расширять свой кругозор.
Даже Мэл заходит покопаться в новых незнакомых ему исполнителях. Он рокобильщиков отыскивает. Серф ему нравится. Хочет серфу на виниле. А уж Мэл то приверженец традиции по многу раз слушать одно и то же. Как он говорит – чтобы хит полюбить, надо его несколько раз прослушать. И только тогда начинаешь им фанатеть! То есть когда ты уже сто раз песню послушал, ты ее наизусть выучил и подпеваешь от начала до конца. Как по американской горке с ней катаешься. Вот сейчас будет куплет, затем проигрыш на гитаре – вау, вау, вааау, потом припев и в конце вот так заорет – Аааа!!! И эта иллюзия сопричастности к музыкальному действу, как будто он выступает на сцене с любимой группой, и дает ему этот фанатский кайф.
Другими словами, они крутят все время одно и то же. Я их называю «слушатели 20 пластинок». Вот есть у них по несколько альбомов Дип Перпл, Лед Зеппелин, Юрай Хип, Назарет ну и еще чего-нибудь. И вот они по выходным зарядятся горилкой и вместо того, чтобы в караоке поорать, ставят по очереди эти 20 пластинок и орут под них. Все! Жизнь удалась!!! Про прелести винила они расскажут много интересного. И самое забавное, что они искренне не понимают, зачем нужна вся остальная музыка и для чего я собираю весь этот «хлам». Фанаты хреновы!
- Расскажи, что слушает Ауди.
- Вот Ауди их полная противоположность, ему вообще по фигу чего слушать! Главное – качество записи.
- Мне иногда кажется, что у Ауди вообще нет любимой группы.
- С него станется. Вот приходит Ауди на прослушивание. Сначала ставит диджейские сорокопятки с лютым бухалом, потом рок, эстраду. Это все на МС иголке. Затем переходит на ламповый тракт и ММ Вертуозы Вуд. И понеслось – джаз, орган, советские сборники «С Новым Годом», классика, романсы, речевые пластинки. Ауди недавно тюнингнул наш тракт – поменял квадратный резиновый пассик на нитку.
- Ну и как тебе?
- Ты знаешь, характер звука изменился намного больше, чем я мог предположить. Значительно поубавилось басов, весь частотный диапазон как будто бы сместился вверх, и появилась воздушность и такая кристальная чистота. Пассик замутняет звучание и особенно это слышно на старых монопластинках и речевых записях, где много драматических пауз. На пассике все время шел какой-то фон. А на нитке он исчез. И проявилась потрясающая образность. У нас теперь каждое прослушивание заканчивается поэтическими фонограммами. Благо речевых пластинок в нашей коллекции достаточно. В последний раз слушали пластинку Беллы Ахмадулиной в исполнении автора. Как будто на литературном вечере побывали.
- Как ты относишься к современным изданиям и первопрессам?
- Если они хорошо звучат, то прекрасно отношусь и к тому и к другому.
- Нет Фил, ты раскрой тему!
- Тема первопрессов очень скользкая и специфичная. Я стараюсь ее не касаться и никогда не вступаю в диспуты по этому поводу. Но если ты настаиваешь, то выскажу свое личное мнение. По мне так первопресс – это либо ровесник альбома, либо его первое издание на виниле. Вот, например, записала некая группа в 1973 году альбом. Лейбл выпустил его 100000-ым тиражом. И в течение месяца весь тираж раскупили. Лейбл берет и допечатывает 200000. И в типографии чуть не угадали с краской, и на яблоке рисунок получился с другим оттенком. Ну и что? Это та же самая пластинка, напечатанная с той же мастер-ленты и в том же году.
Или другой вариант. Например, альбом Алисы «Ъ» вышел в 2010 году. А на виниле его впервые напечатали в 2013. Ну и что? Записан он потрясающе – чего еще надо?
- Ты не понял мой вопрос. Я имел в виду современные переиздания классического рока 70-х.
- Ну, при такой постановке вопроса я, конечно, обеими руками за аутентичность. Разумеется, The Game Queen 80-го года издания предпочтительнее переизданного в 2015.
- Почему?
- Да потому, что он про 80-й год, а не про 2015.
- Значит, раньше писали лучше?
- Нет. Ты не понимаешь. Не лучше или хуже, а просто по-другому. Я не считаю записи 70-х годов эталоном и пределом совершенства. Но в своем контексте они прекрасны. Так же как прекрасны наивно-очаровательные первые стереозаписи 60-х. И также как трогательные монозаписи 50-х. Каждая эпоха хороша по-своему и попытки переделать и улучшить ее, как правило, ни к чему хорошему не приводят. Да и зачем это делать? Сейчас своя эпоха, ею и надо заниматься. Возьмем ту же Алису. Альбом «Шестой Лесничий» 1989 года прекрасно записан. И «Ъ», как я уже говорил, роскошен. Но они совершенно разные и по философии и по саунду.
- Еще бы, то Кинчеву было 30 лет, а то 50.
- Вот! Наконец то, ты уловил мою мысль. Дорога ложка к обеду или всему свое время.
Я категорически не согласен с мнением, что современная грамзапись – отстой. Touch Yello 2009 году – шедевр! Metallica Beyond Magnetic 2012 года – разрыв! Наши группы – Алиса, Ляпис, Биллис Бэнд – сверх всяких похвал!!! Слушайте больше музыки хорошей и разной, пополняйте свои фонотеки и как говорит Ауди – под хороший виниловый тракт Вы должны рыдать!