Новый формат для получения окружающего звука Dolby Atmos уже знаком всем, кто интересуется домашним кинотеатром. Популярность этой технологии растет очень быстрыми темпами, она уже взята на вооружение всеми ведущими голливудскими киностудиями, а многие компании-изготовители AV-техники давно выпускают совместимые с Dolby Atmos модели. При этом, что не маловажно, цены на AV-ресиверы с Dolby Atmos (например, таких компаний как Yamaha, Onkyo или Denon) становятся вполне доступными по стоимости для большинства пользователей.
Коротко напомним, что процесс создания звуковых дорожек Dolby Atmos принципиально отличается от того, как до этого записывался многоканальный звук. Режиссер при производстве фильма имеет дело не с каналами, в которые помещает тот или иной источник звука, а работает непосредственно с источниками звука (или объектами, с этими звуками связанными). Dolby Atmos позволяет расположить эти источники-объекты в любом месте окружающей (трехмерной) звуковой картины, и, что еще более важно, добиться их плавного перемещения по любым траекториям. Принципиальным же отличием домашнего кинотеатра Dolby Atmos от привычного 5.1-канального, кроме, разумеется, наличия соответствующего декодера, является использование дополнительных "высотных" каналов. Именно они позволяют получить настоящий 3D-звук, сделав происходящее на экране максимально реалистичным.
Можно сказать, что технология Dolby Atmos - это самое серьезное улучшение звуковой части домашнего кинотеатра за последние лет 15, а прирост в качестве окружающего звука, который дает Dolby Atmos, можно сравнить с переходом от матричных декодеров Dolby Surround (Pro-Logic) к полностью цифровым процессорам Dolby Digital. Появлению Atmos предшествовали весьма серьезные многолетние исследования в области акустики и программного обеспечения, которые провела Dolby Laboratories.
Atmos-процессор и высотные каналы
Итак, для создания домашнего кинотеатра, подходящего для воспроизведения звуковых дорожек Dolby Atmos, в самом простом случае потребуются AV-ресивер с соответствующим декодером, а также дополнительные колонки. Если с ресивером все понятно, и список Atmos-совместимых моделей можно найти на множестве интернет-ресурсов, то с высотной акустикой дело обстоит немного сложнее.
Технология Dolby Atmos предусматривает несколько конфигураций домашнего кинотеатра, самой простой из которых является 5.1.2. В такой системе к уже имеющемуся комплекту колонок 5.1 добавляется еще две, расположенных на потолке. В расширенной 7.1-системе возможно использование 4-х дополнительный высотных колонок, то есть достройка ее до конфигурации 7.1.4. Если речь идет о вновь создаваемой системе, особенно в комнате на стадии капитального ремонта, то размещение потолочной акустики не вызовет каких-либо сложностей. Однако если необходимо "нарастить" до Atmos уже имеющийся домашний кинотеатр, то могут возникнуть проблемы.
Решение изготовителями АС было найдено довольно быстро - собственно, оно было подсказано самой Dolby. Что бы получить эффект "звук сверху", не обязательно монтировать колонки на потолке - достаточно установить над АС фронтальной и/или тыловой пары (или непосредственно на верхние панели этих колонок) дополнительную акустику, динамики которой направлены под определенным углом вверх. Отражаясь от поверхности потолка, эти колонки создадут эффект работы настоящей потолочной акустики, разумеется, при соответствующей обработке звука процессором Dolby Atmos.
Если планируется использовать высотные колонки, то наличие горизонтального потолка высотой от 2,3 до 4,2 метра, изготовленного из акустически отражающего материала (капитального или подвесного) было бы идеальным вариантом. Однако даже при наличии сводчатых или двухуровневых потолков возможно получение эффекта Dolby Atmos благодаря специальной процессорной обработке. И только если потолок выполнен из какого-либо звукопоглощающего материала, от использования таких высотных АС придется отказаться, заменив их на потолочные.
Необходимо отметить, что акустика, предназначенная для использования в высотных каналах Atmos, должна иметь соответствующую сертификацию Dolby - только в этом случае можно будет гарантировать получение настоящего трехмерного звука. И важнейшим параметром, который влияет на правильность работы высотных колонок в системе Dolby Atmos, является характеристика диаграммы направленности. Это, кстати, и ответ на частый вопрос, можно ли в качестве высотных АС Dolby Atmos использовать обычные полочники, развернув их вверх? Теоретически можно, но получить такой же по качеству 3D-звук, как и c Atmos-сертифицированными колонками, не получится.
Преимущества рупора
В настоящее время уже несколько ведущих компаний производят подобную сертифицированную Dolby Atmos акустику для домашнего кинотеатра. Это комбинированные (как правило, напольные) АС, у которых дополнительная высотная секция встроена в верхнюю панель, или специальные колонки, которые размещаются на верхних панелях стереопары, или на полках над ней.
Требования Dolby к диаграмме направленности Atmos-акустики заставляет изготовителей использовать в ней один широкополосный динамик (за исключением компаний, имеющих запатентованные коаксиальные излучатели).
Однако, фирмы, специализирующиеся на выпуске рупорной акустики, уже предложили двухполосные АС для Dolby Atmos. Первой такие колонки выпустила американская компания Klipsch, причем как комбинированную напольную модель RP-280FA, в которой высотная АС встроена в верхней части, так и дополнительную колонку RP-140SA. Последнюю можно размещать на верхних панелях полочных или напольных колонок Klipsch, или АС любых других брендов. Кроме того, эту колонку можно установить на настенной полке на высоте, примерно соответствующей корпусу средней напольной колонки.
Благодаря контролируемой диаграмме направленности и высокой чувствительности, которые обеспечивает запатентованный рупор Tractrix, акустика Klipsch полностью соответствует требованиям, предъявляемым к потолочной акустике Dolby Atmos.
Потолочные или высотные?
Говорить именно о "преимуществах" настоящей потолочной акустики перед работающей на отражение, на самом, деле, не вполне корректно. В идеале для Dolby Atmos нужны потолочные колонки, как это и сделано в настоящих кинотеатрах по всему миру. Однако на практике не все пользователи готовы мириться с теми неудобствами, которые возникнут при монтаже потолочных колонок в их гостиных, да и интерьер помещения (если оно не предназначено только для домашнего кинотеатра) может пострадать. Поэтому компании и предлагают комбинированные или дополнительные высотными АС, которые, в случае сертификации их согласно требованиям Dolby Atmos, способны обеспечить такое же качество трехмерного звука.
И в заключение можно сказать несколько слов о встраиваемой потолочной акустике, которую было бы вполне логичным использовать в системах Atmos. На самом деле Dolby пока не сертифицирует такие АС для применения в домашнем кинотеатре Atmos, хотя модели с контролируемой диаграммой направленности вполне подойдут для этой цели. Подобная встройка есть в каталогах многих фирм, например, ее выпускает компания Klipsch (такие модели, как CDT-5650-C II или CDT-5800-C II).
При подготовке обзора использовались материалы с www.klipsch.com (перевод с английского - hifiNews.RU)
06.08.2015, Виктор Чистяков