СОВЕТЫ ПОЛЬЗОВАТЕЛЮ. НА ЗАМЕТКУ

Dolby Atmos? Это просто!

Перевод с www.hometheaterhifi.com

Что такое Dolby Atmos и можно ли применить эту технологию в домашнем кинотеатре?

Dolby Atmos это технология нового поколения, разработанная Dolby Laboratories, предназначенная для формирования окружающего звука. Она была впервые применена в некоторых кинотеатрах в 2012 году при показе фильма Brave («Храбрая сердцем»), и в настоящее время уже используется в нескольких сотнях кинотеатров. Сейчас уже более 100 фильмов имеют звуковую дорожку, записанную в Dolby Atmos.

Эта технология представляет собой качественно новый этап в развитии окружающего звука, как с точки зрения его записи, так и прослушивания. Dolby Atmos предусматривает не поканальную запись звуковой дорожки, а размещение звуковых образов в пространстве в соответствии с замыслом звукорежиссера. При воспроизведении такой дорожки процессор Dolby Atmos в режиме реального времени, учитывая то, сколько акустических систем используется в системе, воссоздает записанную окружающую звуковую картину. Таким образом, качество звучания будет наилучшим независимо от того, имеется ли в кинотеатре 64 колонки, или их меньше, то есть конкретный состав каждой системы не будет влиять на конечный результат.

По сравнению с кинотеатрами, имеющими конфигурацию 5.1 или 7.1, система Dolby Atmos имеет следующие отличия:

  1. Количество фронтальных (или экранных) колонок увеличивается с трех до пяти. Это позволяет точнее привязать звук к происходящему на экране при значительных размерах последнего.
  2. Ряд тыловых/боковых колонок теперь начинается от самого экрана, а не занимает только 2/3 длины боковой стены, как раньше.
  3. Появляются два ряда потолочных колонок, от экрана до задней стены, каждый из которых установлен на равном расстоянии от боковых стен, а дистанция между этими колонками равна дистанции между тыловыми/боковыми АС.
  4. Появляются два сабвуферных канала (в дополнении к фронтальному) для левого и правого боковых.
  5. Каждая колонка получает свой собственный сигнал от усилителя, в отличие от объединения в группы АС для боковых/тыловых каналов.

На самом деле, это не означает, что Dolby Atmos является окружающей системой формата 61.3 – по крайней мере, в отношении звуковой дорожки кинофильма. Звукорежиссер просто размещает объекты в пространстве так, как они должны впоследствии восприниматься слушателями, не заботясь о том, сколькими колонкам этот звук впоследствии будет воспроизводиться.

Всего в системе Dolby Atmos предусматривается 10 каналов, сконфигурированные как 9.1 (традиционные 7.1, к которым добавлены 2 потолочных), и она состоит из колонок левого, центрального, правого, левого бокового, левого тылового, правого бокового, правого тылового, левого потолочного, правого потолочного и сабвуферного LFE. Звукорежиссер может определить до 118 объектов, которые не привязаны к конкретной АС или каналу, а имеют определенное положение в окружающем звуковом пространстве. При воспроизведении такой дорожки процессор Dolby Atmos определяет, где находятся эти объекты, и формирует их образы с помощью всех (или нескольких из) имеющихся колонок.

Примером того, как работает Dolby Atmos, может быть случай, когда герои на экране реагируют на звук, источник которого находится сбоку от них и за пределами картинки. При использовании традиционной системы зрителям будет казаться, что источник звука находится в стороне от них (а для тех, кто сидит на первом ряду – что и за ними). Однако в системе Dolby Atmos звук будет привязан к объектам на экране, и, при задействовании двух или трех «фронтально-боковых» АС у зрителей будет создаваться ощущение, что источник звука находится перед ними, но сбоку от экрана (то есть сбоку от героев фильма). Другими словами, зрителям будет казаться, что звук окружает действие, происходящее на экране.

Dolby Laboratories заявила, что собирается лицензировать Dolby Atmos для домашних кинотеатров. Как обычно для подобных технологий, это будет «выжимка» из системы, предназначенной для использования в настоящем домашнем кинотеатре. Для того, чтобы реализовать эту технологию в ДК, необходимо в первую очередь увеличить количество колонок. На потолке надо будет смонтировать четыре (в идеале) или хотя бы две (минимально) АС. Так как это представляется сложным, а иногда и невыполнимым для многих домов или квартир, мы увидим появление обычных колонок с дополнительными излучателями, направленными вверх. При использовании специальных алгоритмов обработки сигнала и за счет отражения звуковых волн от потолка помещения эти излучатели будет имитировать работу потолочных колонок. Для тех, кто не хотел бы расставаться со своими фронтальными стереоколонками, будут выпускаться дополнительные АС (выполняющих ту же функцию) для размещения на их верхней панели. Что касается боковых и тыловых колонок, то их количество, очевидно, будет представлять собой баланс между желаемым и возможным, тем более что данная система является масштабируемой.

Следующим звеном в создании системы Dolby Atmos является AV-ресивер или процессор окружающего звука, оснащенные соответствующим декодером и имеющие увеличенное количество выходов. В зависимости от толщины вашего кошелька и размеров озвучиваемого помещения система Dolby Atmos может состоять из 11 (минимум) или более чем 34 колонок! И одна из компаний-партнеров Dolby уже проектирует 32-канальный AV-ресивер.

И, наконец, не стоит забывать и о соответствующей звуковой дорожке Dolby Atmos, которая может быть записана как расширение Dolby TrueHD и Dolby Digital Plus. Это означает, что существующие BD-проигрыватели будут способны передавать звуковой поток, кодированный Dolby Atmos, на совместимый ресивер или процессор. Это относится и к мультимедийными плеерам, поддерживающим вывод звука в режиме bitsteream.

При подготовке статьи использовались материалы с www.hometheaterhifi.com (перевод с английского - hifiNews.RU)

24.12.2014, Владимир Чернов




Оставить комментарий