Перевод с HI-FI World.co.uk
Колонки небольшого размера как правило стоят недорого, но способны звучать очень хорошо. Компактные размеры корпуса при правильном расчете позволяет им сформировать великолепную стереосцену. За счет меньших размеров конструкция таких колонок более жесткая, чем у напольных АС, а значит, то есть окраска звука будет минимальной. Басовики небольшого диаметра лучше приспособлены для воспроизведения вокала, чем крупные НЧ-динамики напольников. Разумеется, у полочных колонок есть свои недостатки, и сейчас мы научимся их минимизировать.
Компания B&W поставляет двухсекционную заглушку для фазоинвертора своей 686-модели: установите ее при размещении колонок близко к стене, и уберите при их свободном размещении на подставках. Если вы хотите подключить АС по схеме bi-wiring, то снимите показанные на фото перемычки с блока разъемов. Если для подсоединения колонок вы планируете использовать 4-мм разъемы "банан", то пластиковые вставки в гнездах необходимо вытащить.
В противовес распространенному мнению компактная акустика требует для полноценной раскачки существенной подводимой мощности. Все дело в чувствительности таких колонок, которая редко превышает показатель 85 дБ - а это не очень много.
Поэтому решение использовать для полочной акустики мощный усилитель выглядит вполне логичным. К сожалению, здесь вы столкнетесь с фундаментальными законами физики, которые будут не на вашей стороне. Если перестараться с громкостью на такой композиции, как, например, Merry Christmas Everybody группы Slade, то компактные колонки зазвучат напряженно. Все дело в том, что басовый динамик должен перемещать воздух для создания звукового давления, и вы увидите, что его диффузор пытается это делать, двигаясь с большой амплитудой. Однако из-за ограниченного размера получается это у такого басовика плохо.
В конце концов попытки заставить звучать полочную акустику очень громко приведут только к появлению слышимых искажений. Хотя мощные усилители сейчас бывают малогабаритными, да и стоят подчас недорого, но это не лучший способ получения качественного звука. Вы не можете скомпенсировать ограниченное звуковое давление полочной акустики простым увеличением подаваемой на нее мощности - это приведет всего лишь к росту искажений, а, возможно, и к выходу ее динамиков из строя. Почти вся подводимая от усилителя электрическая мощность прикладывается к звуковой катушке динамика, рассеиваясь в виде тепла. А из за небольших размеров этой катушки (вытекающих из размеров самого динамика), перегреть и сжечь ее очень просто. Поэтому необходимо просто помнить, что компактная полочная акустика предназначена для озвучивания небольших комнат.
Тестирование нами различных АС показало, что существует значительная разница в характере звучания миниатюрных полочных колонок и более крупных моделей, предназначенных для размещения на специальных стойках (под последними я понимаю колонки высотой около 30 см и объемом примерно 25 литров). Они будут более заметны в комнате, но зато обладают существенно более глубокими басами, высокой чувствительностью и разрешенной подводимой мощностью. Поэтому при возможности выбирайте именно такие модели, и не обольщайтесь насчет звуковых возможностей миниатюрной акустики.
Если вы поставите крупную полочную АС вплотную к стене, то наверняка получите нежелательный подъем и перегрузку на басах. Однако это легко исправить. Большинство колонок имеют фазоинверторы - установив в них заглушку из пористого материала, вы понизите уровень басов и увеличите демпфирование. Таким образом можно заставить крупный полочник хорошо звучать при установке вблизи стены - например, изображенную на фото модель 686 фирмы B&W, которая специально комплектуется заглушками для фазоинвертора.
Еще одним достойным внимания способом настройки басов я считаю (хотя некоторым это покажется недопустимым) использование регулятора тембра. Успех здесь во многом зависит от правильного расчета этой схемы в усилителе, и современные модели обладают лучшими регуляторами тембра, чем выпущенные в прошлые годы. Например, обратите внимание на настройки тембра НЧ в усилителе NAD C315BEE. При его установке на уровень - 1 дБ обеспечивается понижение частотной характеристики ниже значения 200 Гц, не затрагивая более высокие частоты - именно то, что и требуется. Таким образом удастся скомпенсировать размещение колонки вблизи стены, и этот способ имеет ряд преимуществ перед заглушкой фазоинвертора.
Также можно использовать специальные стойки для размещения АС. Установите их сначала вплотную к стене, а потом постепенно отодвигайте от нее, пока не получите наилучший баланс между уровнем низких частот и качеством стереокартины.
Миниатюрная акустика обычно рассчитана на установку на книжной полке, или подобной опоре вблизи стены, так как близость последней позволяет повысить уровень ее басов. Это не идеальное размещение с остальных точек зрения, так как отраженные звуковые волны от стены накладываются на излучаемые колонкой. Такое взаимодействие вызывает понижения уровня сигнала на частотах около 300 Гц если, например, расстояние от стены составляет около 30 см.
И это еще не все. Стереокартина также ухудшается и звук не такой гладкий, каким мог бы быть, но бас действительно будет наилучшим. Если комната имеет в длину около 4 метров, то нижнее значение резонансной частоты составит 45 Гц, то есть басы получатся вполне глубокими.
Если вы решите, что установка колонки близко к стене вам подходит, то постарайтесь найти жесткую и крепкую полку. Она не обязательно должна быть произведена специализированной Hi-Fi-компанией - например, можно найти что-то подходящее в ассортименте магазина Икея. Если колонки имеют фазоинвертор на задней панели, то расстояние от него до стены должно составить хотя бы сантиметров 10, что бы не исказить звук. Колонки с передним фазоинвертором можно ставить вплотную к стене, но обычно подобные модели обладают более заметной окраской звука.
Нередко производители ограничивают уровень басов колонок, рассчитанных на установку вблизи стены или на настенный монтаж, чтобы снизить опасность возникновения перегрузки по НЧ. Тогда установка АС у стены будет одной из опций для получения хороших басов, наряду все с той же регулировкой тембра.
Колонки обычно устанавливают на расстоянии примерно 2,5 метра друг от друга, так, что бы ВЧ-динамики находились на уровне ушей сидящего слушателя, и немного разворачивают на него. Подобное размещение принято считать идеальным. Однако наши измерения показывают, что некоторые колонки звучат слишком ярко, будучи направленными непосредственно на слушателя. Стереокартина становится хуже, если АС установлены параллельно, зато она воспринимается в гораздо более широкой зоне чем при небольшом развороте колонок друг на друга. Поэтому определить оптимальное размещение АС в комнате прослушивания можно только экспериментальным путем. В частности, колонки с коаксиальными излучателями, Tannoy Dual Concentric и KEF Uni-Q, лучше слушать вне их акустической оси.
Если вы используете напольные подставки, заполните их (при возможности) песком или дробью. Это придаст стойкам большую стабильность и акустическую инертность. Также общепринятым считается использование шипов в качестве опор стойки, но они опасны для деревянных полов - при частой перестановке АС они будут выглядеть так, как будто подверглись атаке древоточцев. В качестве разумной альтернативы шипам подойдут амортизирующие резиновые опоры, с другой стороны, под шипы можно подложить специальные металлические прокладки (в качестве которых подойдут и монетки). Главная идея здесь - сделать "посадку" колонок максимально жесткой, так как это дает более быстрый бас и позволяет расширить динамический диапазон звука. Разумеется, сами АС, установленные на стойке, должны опираться на шипы (если это предусмотрено конструкцией) или на амортизирующие прокладки.
Всегда используйте специализированные акустические кабели. Даже недорогие провода таких компаний как Chord или аналогичных дадут серьезный прирост в качестве звука по сравнению с но-нейм продукцией. И чем больше будет длина кабеля, тем разница в звуке будет заметнее.
Двухкабельное подключение АС также позволяет улучшить качество звука, особенно если длина соединения велика; часто для НЧ-секции используют провод с большим количеством тонких жил, а для ВЧ - с меньшим числом более толстых. Многие модели современной акустики выпускаются с блоком разъемов, подходящим для двухкабельного подключения. В случае снятия перемычек, которые соединяют ВЧ и НЧ-секции колонки, соответствующие части ее разделительного фильтра будут отключены друг от друга, что в некоторых случаях позволит улучшить качество звука.
Еще одной полезной опцией, которую можно использовать при двухкабельном подключении АС, является возможность установки резистора последовательно с ВЧ-секцией в случае, если колонки звучат слишком ярко. Сопротивление этого резистора надо подбирать на слух, начиная со значения в 1 Ом, и далее выстраивая последовательную цепочку из таких резисторов до достижения наилучшего звучания. Следует брать углеродно-пленочные резисторы мощностью 1 Вт.
Компактные колонки немного отличаются от больших напольных АС и с точки зрения согласования с усилителем.
Сейчас усилия разработчиков Hi-Fi-акустики сосредоточены в частности на том, чтобы сделать импеданс колонок стабильным, то есть максимально "легким" для усилителей. Транзисторный усилитель производит больше искажений при работе на 4-омную акустику, чем на 8-омную, хотя эта разница не столь существенна (типичное значение 0,018% искажений против 0,022%) что бы считать 4-омные колонки неподходящей нагрузкой.
Установка регулятора тембра НЧ на значение - 1 дБ в усилителе NAD 315BEE позволяет понизить уровень басов. Это небольшое изменение АЧХ компенсирует размещение колонок близко к стене комнаты (на полке), и является хорошим решением. Тем не менее установка АС на специализированных стойках на расстоянии от стены в любом случае предпочтительнее.
Во многих моделях современной акустики используются 4-омные НЧ-динамики для повышения чувствительности. Хотя усилителю, конечно, легче работать на 8-омную нагрузку, наличие мощного блока питания и эффективных теполоотводов выходных транзисторов обеспечивают его стабильную работу и на 4-омные колонки. Исходя из этого, выбирая компактные колонки, стоит отдавать предпочтение именно 4 или 6-омным моделям, как обладающим более высокой чувствительностью, а уж современный усилитель с ними справится.
Полочная акустика способна обеспечить качественный звук, причем за весьма скромную цену - но в небольшой комнате. Правильно подберите компоненты системы, потратьте некоторое время на ее установку и настройку, купите хорошие кабели и подставки - и вы получите великолепный результат.
Материал взят с HI-FI WORLD (перевод с английского - hifiNews.RU)
21.01.2014, Владимир Чернов