СОВЕТЫ ПОЛЬЗОВАТЕЛЮ. АКСЕССУАРЫ

Немного о кабелях

Споры о том, насколько и в какой мере соединительные кабели влияют на звук, являются весьма популярными на аудиофильских форумах. Полярность мнений в этом вопросе, как и категоричность многих суждений, весьма показательны. Что ж, заплатив серьезные деньги за источник сигнала, усилитель и колонки, и не получив желаемого качества звука, меломан просто обязан обратить внимание и на качество соединительных проводов, являющихся, по сути дела, полноправным компонентом аудиосистемы.

Не претендуя в данном вопросе на истину в последней инстанции, попробуем все-таки разобраться в этом сложном кабельном вопросе, опираясь не столько на субъективную составляющую, сколько на физику и математику. Итак, начнем.

Все под контролем?

Часто приходится слышать утверждения, что усилитель X хорошо звучит с акустикой Y, но совсем не играет с колонками Z. При этом внешних различий между АС практически нет, да и их технические параметры весьма схожи. В чем же здесь дело?

Качество звука связки усилитель-колонки во многом зависит от коэффициента демпфирования. Эта величина представляет собой выражение способности усилителя управлять работой колонки, точнее, ее динамиков, а еще точнее, перемещением их диффузоров. Диффузоры динамиков АС и их магнитные системы обладают определенной инерционностью, которая должна быть преодолена усилителем для изменения скорости и направления их движения, в соответствии с изменением входного сигнала. Особые сложности возникают с басовым динамиком (и, соответственно, с качеством звучания низких частот), так как именно басовик обычно имеет самый крупный диффузор и мощную магнитную систему.

Расчет коэффициента демпфирования усилителя (значение которого, к сожалению, не всегда указывается в его технических параметрах) выполняется следующим образом. Берется стандартное значение импеданса акустических систем (8 Ом), и делится на выходное полное сопротивление усилителя. Например, усилитель с полным выходным сопротивлением 0,01 Ом будет иметь коэффициент демпфирования 800 (8 разделить на 0,01 = 800) – хороший, но не рекордный показатель для транзисторного аппарата.

Однако данный метод расчета не учитывает двух весьма важных обстоятельств. Во-первых, далеко не все акустические системы имеют импеданс 8 Ом, и даже у тех моделей, для которых указано именно такое значение сопротивления, оно меняется в зависимости от частоты входного сигнала. А во-вторых, эта простая формула совершенно не учитывает влияние на коэффициент демпфирования сопротивление соединительного кабеля.

Посчитаем правильно

Вернемся еще раз к нашей системе. На самом деле, в ней не два, а три элемента: акустическая система, усилитель, и кабель, их соединяющий. И характеристики всех этих трех элементов должны учитываться при расчете точного коэффициента демпфирования усилителя.

Парадокс заключается в том, что эти три элемента все-таки действуют именно как два: одним элементом является акустическая система, а второй представляет собой комбинацию из кабеля и усилителя. Это значит, что для расчета коэффициента демпфирования значение, которое следует использовать в качестве эффективного выходного сопротивления усилителя, является суммой его выходного сопротивления и сопротивления кабеля.

Чтобы понять, как это влияет на фактический коэффициент демпфирования усилителя, и, следовательно, на звук системы, давайте рассмотрим следующий пример. Сопротивление обычного дешевого акустического кабеля сечением 24 AWG и длиной 3 метра составляет около 0,51 Ом. При сложении этого значения со значением выходного сопротивления нашего усилителя в 0,01 Ом мы получаем эффективное полное выходное сопротивление 0,52 Ом. Разделив его на сопротивление акустической системы 8 Ом, мы получаем фактический коэффициент демпфирования 15,4. И это вместо значения 800, указанного в технических характеристиках усилителя!

А если номинальное сопротивление акустической системы составляет 4, а не 8 Ом, то фактический коэффициент демпфирования будет еще меньше - всего 7,7 (4 разделить на 0,52 = 7,7). Именно поэтому использование дешевых и некачественно изготовленных кабелей приводит к смазанному или перегруженному звучанию АС на низких частотах, и общему снижению детализации и динамического диапазона. Усилитель просто не в состоянии управлять звучанием акустики.

А теперь возьмем для примера акустический кабель XLO Ultra Plus 6 сечением 10 AWG и длиной те же 3 метра. Этот, разумеется, более дорогой, чем наш первый noname-соединитель, кабель имеет полное сопротивление всего 0,02 Ом. Это значение в сумме с выходным сопротивлением усилителя 0,01 Ом составляет 0,03 Ом, и после деления на сопротивление акустической системы 8 Ом дает фактический коэффициент демпфирования 267. Другими словами, такой кабель обеспечивает в 17 раз более высокий коэффициент демпфирования (для тех же самых усилителя и колонок), то есть в 17 раз более точный звук.

Интересен тот факт, что хороший кабель позволяет улучшить звук даже при использовании его в системах не самого высокого класса. Это связано с тем, что недорогие усилители и ресиверы, как правило, имеют меньшие значения коэффициента демпфирования, чем техника класса High-end. Хороший кабель, обеспечивая максимально возможный коэффициент демпфирования, в этом случае фактически может дать даже больший прирост в качестве звука, чем при использовании его в аудиосистемах высокого класса.

12.12.2012, Владимир Чернов




Оставить комментарий

Всего комментариев 8

Виктор
25 декабря 2012, 13:31
Хочется немножко поспорить с автором сего - насчет техники Hi-End и коэффициента демпфирования. Например, усилитель мощности McIntosh MC2KW имеет коэффициент демпфирования всего 100, а многие усилители начального Hi-Fi имеют коэффициент демпфирования такого же или даже большего значения. Из статьи выходит, будто бы McIntosh MC2KW (два моноблока стоимостью 112 тысяч долларов) хуже, к примеру, чем Yamaha R-S300 за 290 долларов лишь потому, что КД Yamaha R-S300 превышает 150. Усилитель McIntosh MC2301 вообще имеет коэффициент демпфирования 15 и тоже является устройством высочайшего класса и качества, хотя пара моноблоков и стоит "всего" 40 тысяч долларов. Уместно тут будет вспомнить и ламповые Hi-End усилители, КД которых частенько не превышает 10. Для примера - в инструкции моего Ayon Audio Mercury указан демпинг фактор 20. Звучит он просто превосходно. Собственно, как и любой другой ламповый однотактник подобного класса. Несомненно, влияние на звук коэффициента демпфирования имеет место быть, но мне кажется, не стоит подходить к столь тонким материям настолько категорично. Многие мэтры Hi-End принципиально не делают КД выше 100, так как звук от этого становится "сухим и зажатым". Тот же McIntosh...
basky
07 января 2013, 05:57
И еще, нужно добавить, что "меломанские" бредни распространяются также и на соединители цифрового сигнала, на которые культ ктулху оказывает не такое явное влияние:)
wharfeek
01 сентября 2013, 09:56
этот макинтош и все ламповики слушают на АС с шириками и высокой чуйкой там к.д не играет роли, а статья расчитана на АС с длинноходными басовиками которые в основной массе у большенства, а тут к.д имеет значение.
плахиш
11 мая 2014, 06:36
вот все пробуют поставить кабеля по - дороже ! а вы попробуйте наоборот и поставьте обычный многожильный медный кабель от электроутюга сечением 2.5 мм. ! ( я попробовал ! ) и поверьте, разницы , я не услышал ! ( если будете менять медь на медь )какой бы "чистой" она не была ! Она конечно будет ( разница ), но ухо человека её не "услышит", её зафиксировать смогут только приборы ! уж очень маленькие расстояния между колонками и усилителем ( какие то метры, а не сотни километров ). и те потери, что есть , не могут повлиять на качество звука ( они столь ничтожно малы, что оказать какое то воздействие не в состоянии ! ) просто надо к каждому усилителю подбирать "свои" колонки ! а провода надо просто иметь не самые - "плохие". достаточно обычных медных сечением 4.0 мм из очищенной меди .
плахиш
19 мая 2014, 07:25
забыл добавить - имею мощник Accuphase P-500L ... пред. Accuphase C-270 и акустику VICTOR SX-900spirit и самые обычные провода Inakustik Premium Silver 4.0 по 10 $ за м.п. межблочные спаял сам Премьер по 4 $ за м.п. подключено по BI-AMPING. и всё замечательно. а лечиво про акустические кабели за 35000 руб. это для тех кто хочет чтоб их вылечили .
Андрей
27 августа 2014, 23:58
Ага, провода от утюга... Еще от телефона с диском попробуй, там вокал обретет естественный тембр, а послезвучиями устанешь наслаждаться...! :D сегодня в тракте собранном на "усе" Parasound JC1 (два конца) и "преде" JC2, акустика quadral Aurum Vulkan VIII R, поменял акустический провод Wireworld Eclipse 52 (стоимость если не соврать, в районе 20 000руб) на Nordost Frey2 (дал знакомый на прослушку, цена 85 000руб. За метровую пару)... Результат потряс! Все, край раскошеливаться, провода возвращать хозяину не хочу)))))
P.S. Хотя... Один утюг дома есть, пойду к соседу, попрошу второй, на прослушку прода сниму..... Шутка!
юрий
31 августа 2014, 13:04
Почему автор сопротивление кабеля складывает с выходным сопротивлением усилителя? Предлагаю сопротивление кабеля сложить с входным сопротивлением акустической системы.И тогда все выводы автора коту под хвост!
Роман
01 мая 2015, 16:03
Про провода от утюга и Accuphase повеселило. Тут либо бананы в ушах, либо автор комментария Accuphase видел только на картинке. У меня техника куда скромнее Accuphase, при этом разница в звучании разных кабелей слышна прекрасно. Речь не только об акустических, но и о межблоках и сетевиках. Так что всем владельцам hi-fi совет - не ведитесь на россказни "плахишей", а возьмите на тест несколько качественных кабелей, послушайте и сами всё поймете. Всем хорошего звука :)