Споры о том, насколько и в какой мере соединительные кабели влияют на звук, являются весьма популярными на аудиофильских форумах. Полярность мнений в этом вопросе, как и категоричность многих суждений, весьма показательны. Что ж, заплатив серьезные деньги за источник сигнала, усилитель и колонки, и не получив желаемого качества звука, меломан просто обязан обратить внимание и на качество соединительных проводов, являющихся, по сути дела, полноправным компонентом аудиосистемы.
Не претендуя в данном вопросе на истину в последней инстанции, попробуем все-таки разобраться в этом сложном кабельном вопросе, опираясь не столько на субъективную составляющую, сколько на физику и математику. Итак, начнем.
Часто приходится слышать утверждения, что усилитель X хорошо звучит с акустикой Y, но совсем не играет с колонками Z. При этом внешних различий между АС практически нет, да и их технические параметры весьма схожи. В чем же здесь дело?
Качество звука связки усилитель-колонки во многом зависит от коэффициента демпфирования. Эта величина представляет собой выражение способности усилителя управлять работой колонки, точнее, ее динамиков, а еще точнее, перемещением их диффузоров. Диффузоры динамиков АС и их магнитные системы обладают определенной инерционностью, которая должна быть преодолена усилителем для изменения скорости и направления их движения, в соответствии с изменением входного сигнала. Особые сложности возникают с басовым динамиком (и, соответственно, с качеством звучания низких частот), так как именно басовик обычно имеет самый крупный диффузор и мощную магнитную систему.
Расчет коэффициента демпфирования усилителя (значение которого, к сожалению, не всегда указывается в его технических параметрах) выполняется следующим образом. Берется стандартное значение импеданса акустических систем (8 Ом), и делится на выходное полное сопротивление усилителя. Например, усилитель с полным выходным сопротивлением 0,01 Ом будет иметь коэффициент демпфирования 800 (8 разделить на 0,01 = 800) – хороший, но не рекордный показатель для транзисторного аппарата.
Однако данный метод расчета не учитывает двух весьма важных обстоятельств. Во-первых, далеко не все акустические системы имеют импеданс 8 Ом, и даже у тех моделей, для которых указано именно такое значение сопротивления, оно меняется в зависимости от частоты входного сигнала. А во-вторых, эта простая формула совершенно не учитывает влияние на коэффициент демпфирования сопротивление соединительного кабеля.
Вернемся еще раз к нашей системе. На самом деле, в ней не два, а три элемента: акустическая система, усилитель, и кабель, их соединяющий. И характеристики всех этих трех элементов должны учитываться при расчете точного коэффициента демпфирования усилителя.
Парадокс заключается в том, что эти три элемента все-таки действуют именно как два: одним элементом является акустическая система, а второй представляет собой комбинацию из кабеля и усилителя. Это значит, что для расчета коэффициента демпфирования значение, которое следует использовать в качестве эффективного выходного сопротивления усилителя, является суммой его выходного сопротивления и сопротивления кабеля.
Чтобы понять, как это влияет на фактический коэффициент демпфирования усилителя, и, следовательно, на звук системы, давайте рассмотрим следующий пример. Сопротивление обычного дешевого акустического кабеля сечением 24 AWG и длиной 3 метра составляет около 0,51 Ом. При сложении этого значения со значением выходного сопротивления нашего усилителя в 0,01 Ом мы получаем эффективное полное выходное сопротивление 0,52 Ом. Разделив его на сопротивление акустической системы 8 Ом, мы получаем фактический коэффициент демпфирования 15,4. И это вместо значения 800, указанного в технических характеристиках усилителя!
А если номинальное сопротивление акустической системы составляет 4, а не 8 Ом, то фактический коэффициент демпфирования будет еще меньше - всего 7,7 (4 разделить на 0,52 = 7,7). Именно поэтому использование дешевых и некачественно изготовленных кабелей приводит к смазанному или перегруженному звучанию АС на низких частотах, и общему снижению детализации и динамического диапазона. Усилитель просто не в состоянии управлять звучанием акустики.
А теперь возьмем для примера акустический кабель XLO Ultra Plus 6 сечением 10 AWG и длиной те же 3 метра. Этот, разумеется, более дорогой, чем наш первый noname-соединитель, кабель имеет полное сопротивление всего 0,02 Ом. Это значение в сумме с выходным сопротивлением усилителя 0,01 Ом составляет 0,03 Ом, и после деления на сопротивление акустической системы 8 Ом дает фактический коэффициент демпфирования 267. Другими словами, такой кабель обеспечивает в 17 раз более высокий коэффициент демпфирования (для тех же самых усилителя и колонок), то есть в 17 раз более точный звук.
Интересен тот факт, что хороший кабель позволяет улучшить звук даже при использовании его в системах не самого высокого класса. Это связано с тем, что недорогие усилители и ресиверы, как правило, имеют меньшие значения коэффициента демпфирования, чем техника класса High-end. Хороший кабель, обеспечивая максимально возможный коэффициент демпфирования, в этом случае фактически может дать даже больший прирост в качестве звука, чем при использовании его в аудиосистемах высокого класса.
12.12.2012, Владимир Чернов