Пожалуй, ни одно из Hi-Fi-устройств не сравнится по широте возможностей для тюнинга и индивидуальных настроек с проигрывателем виниловых дисков. По сути дела, конструкция проигрывателя винила в большей степени механическая, чем электронная, и ее правильная регулировка совершенно необходима для нормального функционирования. Еще более интересной является тонкая настройка проигрывателя, или замена его различных функциональных частей (разумеется, предусмотренная изготовителем), которая позволит улучшить качество звучания аппарата.
Заметим, что проигрыватели винила класса High-end часто поставляются вообще без головки звукоснимателя (а некоторые даже и без тонарма), и пользователям самим предоставляется возможность приобрести и установить «недостающие» элементы. Однако вертушки наиболее популярного среднего класса обычно уже имеют установленный звукосниматель, но его качество, как правило, не позволяет раскрыть весь потенциал такого проигрывателя. Для них в большинстве случаев подобная замена будет наиболее актуальной. Что же касается недорогих моделей вертушек, то не во всех из них звукосниматели можно менять, а в тех случаях, когда такая возможность предусмотрена, подобная замена не всегда будет оправдана более высоким качеством звука. Тем не менее, и здесь необходимость подобной работы может возникнуть – например, в случае выхода штатной головки из строя.
Итак, решено – меняем головку звукоснимателя в нашей вертушке! В качестве примера мы возьмем популярную модель проигрывателя Thorens TD309, штатно укомплектованную неплохим звукоснимателем AT-95 B. Однако, как показал опыт многих меломанов, ее замена на более дорогую и качественную модель поднимает звучание Thorens TD309 минимум на одну ступень вверх. Стоит попробовать!
Вначале оборудуем рабочее место. Вертушку ставим на пустой письменный стол - полка для проигрывателя в Hi-Fi-стойке для этой цели не подходит, так как потребуется существенно большая рабочая площадь. Обязательное условие – хорошая освещенность, так как нам придется иметь дело с довольно мелкими деталями.
Проверяем инструментарий. Нам потребуется пара отверток разного размера (лучше всего так называемые «часовые», с вращающейся верхней площадкой), угловой шестигранный ключ. Разумеется, его размерность должна совпадать со шлицом на винтах, которые нам предстоит отвинчивать. Также нам потребуются пассатижи с узкими и тонкими губками, или монтажный пинцет.
Заметим, что всю работу по замене звукоснимателей надо проводить без спешки и максимально аккуратно. Необходимо помнить, что вам придется иметь дело с одним из самых тонких механизмов в мире Hi-Fi-аудио. Самый хрупкий элемент звукоснимателя – это, разумеется игла. В большинстве моделей головок она закрыта съемным колпачком- не снимайте его, пока вся работа по установке звукоснимателя не будет закончена. В то же время, за корпус звукоснимателя можно браться смело. Итак, распаковываем наш звукосниматель (Benz ACE защитной крышки не имеет, так что будем предельно аккуратными), снимаем фиксирующие головку винты. В комплекте со звукоснимателем идет много полезного и нужно (жидкостный уровень, винты различного размера), постараемся все это не потерять.
Итак, старую головку мы уже демонтировали, и теперь самое время установить новую. Вначале снимаем держатель – на тонарме Thorens TP92 он закреплен одним винтом с головкой под шестигранный ключ. Аккуратно отвинчиваем винт, и отсоединяем держатель. Затем прикручиваем к держателю головку подходящими по размеру винтами из комплекта поставки звукоснимателя, и монтируем держатель на место. Обращаем ваше внимание, что все винты, используемые для крепления звукоснимателей и элементов конструкции тонармов, изготавливаются из качественной стали с высокой точностью. Они имеют мягкий рабочий ход, и если для их закручивания или откручивания приходится прикладывать значительные усилия, значит, вы что-то делаете неправильно.
После того, как мы зафиксировали звукосниматель на тонарме, подключаем входные проводники. На тыльной стороне головки имеются четыре контакта, к ним надо подключить клеммы проводников, выходящих из трубки тонарма. У данной модели использована цветовая кодировка контактов, однако в некоторых случаях она может быть и символьной – тогда буквы L и R обозначают, соответственно, левый и правый каналы, а знаки + (или Hot) и – сигнальный и «земляной».
Разумеется, провод и подсоединяемый контакт должны быть одного цвета. Для этой работы нам пригодится пинцет, или пассатижи с очень тонкими губками. Поочередно надеваем каждый мини-штекер, которым оканчиваются проводники, на соответствующий по цвету контакт звукоснимателя. Штекер должен быть надет «до конца», так, чтобы с его противоположной стороны был виден кончик контакта.
Здесь также не надо прикладывать особых усилий, все нужно делать плавно и без сильного нажима. В некоторых случаях вы можете заметить, что надетый на контакт штекер немного болтается из стороны в сторону, из за чего электрическое соединение между ними может стать ненадежным. Чтобы исправить это, снимаем штекер, и аккуратно (аккуратно!), с небольшим усилием, сжимаем его пинцетом с боков. Как правило, эти штекеры представляют собой свернутый в трубочку кусочек тонкого металла, и в результате ее диаметр должен немного уменьшиться. После чего снова надеваем штекер на контакт, и проверяем надежность его фиксации.
Итак, головка установлена и подсоединена. Теперь самое время приступить к настройке звукоснимателя и тонарма, так, как описано в инструкции к проигрывателю винила. И лишь после проведения всех настроечных мероприятий (а также потратив некоторое время на первоначальную приработку головки), вы сможете оценить возросшее качество звучания вашего проигрывателя. Уверены, что оно вас не разочарует!
31.10.2012, Владимир Чернов