Перевод с Hometheaterreview.com
A/V ресивер сочетает в одном корпусе три аудио компонента. В первую очередь, он выполняет традиционные функции предварительного усилителя звука и во-вторую – оконечного усилителя мощности. Звук в любом домашнем театре начинается с низкоуровневых аудио сигналов, поступающих от таких источников, как ТВ приставки, всевозможные плееры и др. Сегодня этот аудиосигнал уже чаще цифровой, чем аналоговый. Принятый цифровой сигнал конвертируется в аналоговую форму и при необходимости усиливается для повышения громкости или подвергается коррекции с помощью регуляторов тембра, чтобы поднять / понизить уровень низких / высоких / средних частот перед отправкой на усилитель мощности. Единственная задача усилителя мощности в «умощнении» выходного аудиосигнала, чтобы он мог легко «управляться» не только легкими диффузорами маленьких динамиков, но и обеспечивал мощные басы с помощью больших и тяжелых излучателей сабвуферов.
Современные A/V ресиверы одновременно выполняют и третью важную функция, которая заключается в декодировании и управлении многоканальными цифровыми саундтреками (звуковыми дорожками) кинофильмов и музыкальных записей с Blu-ray и DVD дисков, потоковых аудио / видео сервисов из сети. Первоначально система обработки звука для получения объемного звучания (surround sound) могла выполняться в виде отдельного процессора, но теперь она полностью интегрирована в блок предварительного усиления современного ресивера. Такие процессоры звука позволят выводить оригинальный двухканальный стерео материал уже в форме многоканального звука с полноценным использованием всех громкоговорителей многоканальной акустической системы.
Блок предусилителя ресивера также обеспечивает переключение с одного источника на другой, так что вы можете одним нажатием кнопки перейти от просмотра фильма с Blu-ray плеера к телевизионному эфирному шоу. Так как ресивер при этом должен переключать и аудио, и видео сигналы, современные ресиверы, включая тракт для видеосигнала, обеспечивают и некоторую его обработку, что упрощает подключение к HDTV различных типов видео источников и может способствовать повышению качества изображения.
Современные ресиверы обладают дополнительными функциями, которые позволяют оптимизировать качество звука под акустические условия помещения и, в зависимости от типа звука, адаптировать его, исходя из своих собственных предпочтений. Подробнее об этом далее.
Естественно, что ресиверы с расширенными функциональными возможностями стоят дороже, но основное достоинство более дорогих ресиверов повышенная мощность звука. Отличный усилитель с запасом по мощности будете естественно повышать громкость в сложных аудио пассажах без проявления слышимых искажений. Хотя определить действительно необходимую потребность в мощности порой бывает сложно. Все зависит не только от размеров комнаты и эффективности преобразования акустическими системами электрической энергии в звуковое давление. Дело в том, что нужно учитывать используемые производителями разные подходы в оценке мощности и единицы измерения, для того чтобы сравнивать ресиверы объективно. Например, есть два ресивера, и у обоих заявленная номинальная мощность по 100 Вт на канал, с коэффициентом нелинейных искажений 0,1 % при работе на 8-ми омные стереоколонки. Но один из них может не соответствовать этим требованиям при повышенной громкости, когда нужно будет воспроизвести сложный многоканальный фрагмент музыкальной записи. При этом некоторые ресиверы будут «захлебываться» и снижать выдаваемую мощность сразу на всех каналах или даже временно отключаться, чтобы избежать перегрева и потенциальной возможности выхода из строя.
Выявить подобные недостатки усилителей помогает тестирование на испытательном стенде. Наиболее серьезные тесты становятся настоящей пыткой для усилителя. С подобными нагрузками при воспроизведении реального звука усилители могут встретиться очень редко. Зато способность усилителя выдавать одновременно по всем каналам определенную в технических характеристиках мощность, подтвердит надежность источника питания и способность ресивера управлять вашей акустической системой во всем динамическом диапазоне, от оглушительного грохота до едва слышного шепота. Имейте в виду, однако, что ресивер с более мощным усилителем сегодня уже не всегда более крупный и тяжелый. Новые современные типы схем, в частности усилители класса D, способны более эффективно передавать мощность в нагрузку (акустическую систему), чем традиционные усилители класса АВ или класса А. Тем не менее, исходя из отзывов, это новое поколение усилителей класса D, похоже, сильно различается по качеству звука. Поэтому при выборе покупки, послушайте ресивер или хотя бы почитайте о нем отзывы.
Ресиверы, сертифицированные на соответствие требованиям THX, работая совместно с THX сертифицированной акустикой, обеспечат необходимый уровень громкости в помещении, на объем которого они рассчитаны.
Сколько каналов усиления и аудиоколонок вам необходимо? Многие эксперты сходятся во мнении, что 5.1 канальной конфигурации достаточно для создания впечатляющей системы домашнего театра. Она включает в себя передние левую, центральную и правую колонки, а также пару задних источников звука, в идеале размещаемых вдоль боковых стен и немного позади основных мест для зрителей. Отдельный сабвуфер допускает достаточно произвольное размещение. До недавнего времени было мало музыкальных записей и фонограмм фильмов с поддержкой семи каналов, что делало 7.1 канальные системы мало востребованными. Современные записи на Blu-ray дисках уже предлагают цифровой звук высокого разрешения с поддержкой 7.1 канальных саундтреков. Тем не менее, расширение 5.1 канальной акустической системы не следует считать требованием сегодняшнего дня, хотя сегодня только самые дешевые ресиверы имеют менее семи каналов усилиния. Эти два дополнительных канала могут быть использованы для подключения задних колонок, но большинство ресиверов могут быть сконфигурированы для озвучивания через них в стереоформате второго помещения.
Кроме 7-ми канальных ресиверов, могут быть 9-ти или даже 11-ти канальные (с линейными выходами усилителя), которые позволят добавить фронтальные верхние колонки и дополнительные по ширине звуковой сцены. Получив, таким образом, искусственное расширение 5.1 канальных саундтреков. Однако, без соответствующих многоканальных саундтреков целесообразность искусственного добавления каналов остается спорной.
Множество поддерживаемых ресиверами режимов пространственного звучания еще более усугубляют кажущуюся новичкам сложность настройки и выбора режимов. Но некоторые режимы в определенной степени просто дублируют друг друга, представляя собой реализации сходных функций конкурирующими технологиями. Dolby, DTS, Audyssey и THX добавляют в ресиверы свои собственные оптимальные режимы объемного звучания.
Конечно, не возбраняется и даже поощряется экспериментирование с использованием этих режимов, но большинство читателей ждет советов типа: Какой режим звучания лучше подойдет для прослушивания отдельных саундтреков. Современные ресиверы поддерживают Dolby Digital и DTS, необходимые для декодирования любых саундтреков с DVD, форматы звука высокого разрешения Dolby TrueHD и DTS-HD Master Audio подойдут для Blu-ray дисков. Последние современные форматы кодирования звука заметно превосходят использовавшиеся ранее форматы сжатия с потерями, что являются одной из наиболее весомых причин для обновления вашего аудио / видео ресивера. Большинство телепередач использует сегодня Dolby Digital, а звук потокового контента может быть записан с поддержкой Dolby Digital Plus, который обеспечивает скромные преимущества в эффективности передачи и качестве звука, по сравнению с традиционными потерями Dolby Digital. Выберите на новом ресивере автоматическую настройку режима объемного звучания. Если с Blu-ray плеера или другого цифрового источника Вы имеете на аудио выходе битовый поток, ресивер должен распознать исходный материал и автоматически установить режим объемного звука.
Следующий комплект аудио режимов ресиверов предназначен для декодирования двухканальных источников и преобразования двухканальных стереозаписей или телепередач в квази объемный звук. Вероятно, самые известные из них Dolby Pro Logic IIx и DTS Neo: 6. Их эффективность во многом зависит от качества аудиозаписи и они обычно доступны как часть Dolby и DTS.
Есть еще Dolby Pro Logic IIz и Audyssey DSX, чаще включаемые в ресиверы среднего и высшего класса. Эти режимы используются с имеющими расширенный комплект каналов усилителями и позволяют задействовать спереди дополнительные колонки, верхние и промежуточные по фронту. Еще раз можно отметить, что ценность использования этих режимов для воспроизведения 5.1 и 7.1 звуковых дорожек остается спорной.
Вы также можете обнаружить, что производители предлагают еще и свои собственные патентованные режимы для использования дополнительных каналов или преобразования стерео сигнала в объемный. Они различаются по эффективности, и стоит почитать отзывы или поэкспериментировать с ними, чтобы найти имеющие для Вас ценность. Кстати, в некоторых ресиверах есть еще режимы искусственной обработки звука, типа Стадион, Зал. Их использовать не стоит.
Если повышенная громкость звуковых эффектов может тревожить соседей или семью, Вам поможет динамическое сжатие (компрессия) и нормализация громкости. В более комфортной для всех обстановке Вы сможете расслышать тихие диалоги на фоне раскатистых взрывов. Кроме того, компрессия фонограммы избавит Вас от необходимости судорожно искать регулятор громкости в момент агрессивных рекламных пауз. Некоторые ресиверы до сих пор имеют для этого режим Ночной, но обычно он уступает системам динамического сжатия Dolby, Audyssey, THX. Технологии Audyssey Dynamic EQ и THX Loudness Plus стремятся на пониженной громкости поддерживать надлежащий баланс частот и четкость диалога, так же как и Dolby Volume. Dolby Volume, как и Audyssey Dynamic Volume, поможет свести к минимуму колебания в громкости при переключениях между источниками и телепрограммами с разным уровнем громкости.
Обычные телепрограммы и фильмы с DVD дисков, прежде чем попасть на экран современного HDTV, подвергаются деинтерлейсингу и масштабированию, повышающему разрешение оригинальной картинки до формата Full HD. Наиболее часто эти функции выполняет сам телевизоре или источник видеосигнала. Но зачастую лучше всего это делают аудио / видео ресиверы с видеопроцессорами от уважаемых брендов, таких как Marvell Qdeo или Anchor Bay. Еще одним достоинством видеообработки на борту ресивера является возможность перекрестного преобразования композитного и компонентного сигналов от подключаемых к ресиверу аналоговых видеоисточников. Что позволяет всего одним кабелем HDMI соединить через ресивер эти источники с телевизором. Если это важно для вас, убедитесь в поддержке этой функции ресивером.
Подобная настройка ресивера предполагает использование раздела меню, в котором необходимо указать: сколько и какого типа колонок в вашей аудиосистеме, их расположение относительно слушателя, возможности саундбара и какой уровень громкости должен быть установлен для каждой колонки. Чтобы слушатель получил в итоге сбалансированное звуковое поле. Вы можете проделать все это вручную, или же просто запустить автоматическую программу настройки с использованием специального микрофона. Подобная автоматическая настройка сегодня имеется во многих ресиверах. Кроме того, многие ресиверы дополнительно сглаживают амплитудно-частотную характеристику (АЧХ), выравнивая провалы, появляющиеся из-за дефектов акустики помещения. Что особенно полезно для низких частот.
Наиболее известны подобные системы настройки от компании Audyssey, которые называются MultEQ, используются в продуктах разного ценового уровня, с разными уровнями точности настройки. Другие производители ресиверов часто используют собственные аналогичные технологии настройки и коррекции звука под акустические условия помещения. Качество их работы может варьироваться от ужасного до впечатляющего.
Еще в прошлом году не так просто было найти ресивер с поддержкой высокоскоростной версии стандарта HDMI (версия 1.4), которая позволяет передавать 3D сигнал с 3D Blu-ray плеера на 3D телевизор, а также обладает поддержкой новой функции Возвратный аудиоканал (ARC). При просмотре получаемых из сети фильмов звуковой сигнал возвращается обратно на ресивер через тот же самый кабель HDMI. Теперь практически каждый аудио / видео ресивер поддерживает 3D, и большинство из них имеет достаточно много входов HDMI для подключения цифровых источников сигналов. Все труднее становится найти ресиверы в полной мере поддерживающие устаревающие интерфейсы, такие как S-Video, композитный и компонентный. Поэтому, если у вас есть такие источники сигналов, убедитесь, что ресивер поддерживает их и, что будет поддерживаться перекрестная конвертация всех входов на выход HDMI.
В 2012 году большую популярность получили возможности оперативного обмена медиафайлами между экраном телевизора и дисплеями планшетов и смартфонов. Удобный в этом отношении интерфейс AirPlay предлагает со своими устройствами Apple. Много ресиверов используют для реализации таких функций беспроводные интерфейсы Wi-Fi и Bluetooth. Оперативно получить на экран телевизора фото и видео позволяют слоты для карт памяти и порты USB для подключения внешних накопителей и док-станций смартфонов. Объединить все домашние устройства в единую медиа сеть позволяет поддержка ими технологии DLNA, как в проводном варианте через разъем Ethernet, так и через беспроводной Wi-Fi.
Для многих ресиверов сегодня доступны удаленные сервисы в сети интернет, откуда можно принимать и прослушивать музыкальные записи и радиостанции, которые работают подчас устойчивее, чем принимаемые через FM антенну. Подключиться к интернету можно через кабель с интерфейсом Ethernет или через точку доступа Wi-Fi.
Многим пользователям сегодня нравится управлять телевизорами и ресиверами с сенсорных дисплеев смартфонов и планшетов. Для использования этой возможности нужно скачать с сайта производителя ресивера соответствующую программу (приложение) и установить на смартфон или планшет, чтобы превратить его в сенсорный пульт дистанционного управления для вашего ресивера. Лучшие приложения для дистанционного управления включают основные кнопки пульта дистанционного управления, предоставляют множество дополнительных возможностей, упрощают навигацию в интернете. Особенно может помочь экран смартфона при настройке звука во второй зоне. Крупные производители сегодня предлагают такие приложения для удаленного управления и постоянно их совершенствуют. Если у Вас есть смарфон или планшет на базе Android или iPhone, IPad, IPod, неплохо будет убедиться, что ресивер имеет совместимые с ним приложения для удаленного управления.
Материал взят с Hometheaterreview (перевод с английского - hifiNews.RU)
15.10.2012, Виктор Чистяков