СОВЕТЫ ПОЛЬЗОВАТЕЛЮ. НА ЗАМЕТКУ

Девичий ликбез

Как-то на выставке один из профессионалов пожаловался: «Вот если бы моя жена разбиралась в лампах…». В лампах – не обещаем. Но в домашнем кинотеатре – пожалуйста! Мы попросили представительницу прекрасного пола, разбирающуюся в премудростях техники, написать статью о структуре домашнего кинотеатра. Если вы мужчина - дайте прочитать эту статью своей любимой, если девушка, прочтите сами и передайте своей подруге. И, возможно, у вас появится больше тем для разговора.


«Вы слышите меня, бандерлоги?», шепчет с экрана нарисованный более тридцати лет назад мудрый удав Каа. Вкрадчиво так шепчет, отчётливо – как будто качество звука проверяет. Да чего ж его проверять, если в моём домашнем кинотеатре, по версии красочных рекламных роликов, «собрано всё самое лучшее». Тут и огромный серебристый экран, и сам многофункциональный плеер (разве что яичницу не жарит), и провода такие крепкие, что из них можно качели для ребёнка делать, а не только присоединять усилитель (мощность которых прямо пропорциональна стоимости – везде нули и греющие душу высокие цифры). И монументальные колонки. Мы возили их туда-сюда по квартире всей семьёй – пытались найти компромисс между эстетическими воззрениями мамы и патологической любовью к хорошему звуку остальных членов семьи. Компромисс был найден, и теперь динамики стоят стратегически верно, с учётом высоты стен, резонирующей способности люстры и даже с учётом материала, из которого сделан ковёр. Итак, моё сердце учащённо бьётся – в такт мигающим кнопочкам супер-современной системы. И с чашечкой хорошего кофе, в отсутствие всех остальных членов семьи (особенно моего благоверного) я могу спокойно посмотреть любимый мультфильм (а не какой-нибудь «Крепкий кулак-121»).

Домашний кинотеатр – нужная вещь в доме. На днях доказывала своей подруге его необходимость, ведь чтобы получить истинное наслаждение от звука нет ничего лучше домашнего кинотеатра. И тут она огорошила меня вопросом, а какой у меня кинотеатр, классический или современный (откуда она вообще это взяла?). Пришлось объяснять ей всё с самого начала.

Само понятие «домашний кинотеатр» возникло совсем недавно, чтобы можно было разделять его на «классический» и «современный». Главное, чем отличается домашний кинотеатр от простейшей системы «телевизор+видеомагнитофон» - это возможность воспроизведения объемного (многоканального) звука. Сама система объемного звука возникла в 80-е годы, когда из-за повсеместного распространения видеомагнитофонов. Ближе к концу 90-х в связи с развитием и удешевлением технологий, появлением более емких носителей (DVD - Digital Video Disk), стало возможным производить сравнительно недорогие системы для воспроизведения высококачественного видео и многоканального звука. И опять кино постепенно перемещается домой (всё же в кинотеатре не всегда посидишь с чашечкой кофе).

Что же представляет собой система под общим именем «домашний кинотеатр»? В принципе, состав любого домашнего кинотеатра одинаков - это устройство воспроизведения (DVD проигрыватель), декодер, многоканальный усилитель и акустическая система (по колонке на каждый канал). Декодер – это устройство, которое разделяет цифровой поток, записанный на DVD-дисках, на каналы и преобразовывает из цифровой формы, в аналоговую, «понятную» телевизору и усилителям звука. Далее – многоканальный усилитель и акустическая система. В многоканальном звуке в простейшем случае предполагается 6 каналов (система 5+1): 2 фронтальные колонки (справа и слева от экрана), 2 тыловые (позади или по бокам от зрителя) одна центральная (под- ,на или за экраном) + сабвуфер (используется для воспроизведения низкочастотных взрывов, ударов и т.п.), в более навороченных случаях добавляются еще одна или две центральные тыловые, еще одна центральная с фронта, второй сабвуфер. Судя по всему, производители не смогут спать спокойно до той поры, пока весь периметр комнаты не будет уставлен колонками.

В простейших «однокоробочных» комплектах декодер может находится внутри DVD вертушки, а многоканальный усилитель - в корпусе сабвуфера, к которому и подключаются остальные колонки. Однако, в «правильном» домашнем кинотеатре, декодер с усилителем представляют собой отдельное устройство (или даже два разных устройства).
Нормальный декодер это, в сущности, микрокомпьютер, который может по-разному «переводить» поступающую информацию и реализовывать различные режимы звучания для одного и того же источника. Сердцем любого нормального домашнего кинотеатра является цифровой ресивер. Назначение его, в отличие от усилителя в Hi-Fi аудиосистеме, не только передавать поступающий на него звук, но и обрабатывать его. В хорошем ресивере есть множество программ объемного звука, так что, например, даже монозвук фильма 30-х годов может стать объемным. Причем это будет не просто тупое равномерное распределение фонограммы по всем колонкам, а интеллектуальная ее обработка, например, голос героя будет звучать в центральном канале, раскаты грома пойдут на тыловые колонки, ну и так далее. Разумеется, все это будет звучать совсем не так, как в современном фильме, изначально записанном с высококачественной многоканальной звуковой дорожкой...

Но тем не менее, высококачественный ДК иногда способен вытянуть на сносный уровень даже плохую запись. Ведь именно над этим и бьются меломаны, звукофилы, помехофобы – все те, кто с лёгкостью тратит деньги на то, чтобы угнаться за hi-fi прогрессом, именно этого и пытаются достигнуть тонкие ценители децибелов и килогерц, - чтобы музыка, доносящаяся из новомодного динамика, была живой.

Кстати, сам термин Hi-Fi (сокращение от high fidelity - высокая верность) возник, кажется, в 60-е или 70-е годы прошлого века. Hi-End - это уже современная чисто рекламная фишка (вроде «теперь в них еще больше вкуса»), и единственный, на мой взгляд, внятный ответ на вопрос: «А чем отличается аппаратура Hi-End от Hi-Fi», - звучит так: «А круче!»

Наиболее близкая мне точка зрения на назначение Hi-Fi аппаратуры - это быть идеальным посредником: доносить до слушателя записанную на каком-либо носителе фонограмму без всяких изменений, ничего не убавляя, но и не добавляя от себя.

С другой стороны, очень жаль, но плохая исходная фонограмма будет плохо звучать даже на очень хорошей аппаратуре. Единственное устройство, которое может помочь в такой ситуации, называется эквалайзер – многоканальный регулятор тембра. Естественно, никакой эквалайзер не сделает из «экскрементов динозавра» конфетку (это задача для звукорежиссера в студии), но, по крайней мере, с его помощью можно отчасти замаскировать наиболее вопиющие огрехи фонограммы.

И если вы сейчас читаете эту статью и вы женщина, то либо бы вы сами, либо ваш муж (который распечатал эту статью и торжественно вручил вам, - «Почитай, дорогая, будешь знать больше о домашнем кинотеатре»), относитесь к одной из двух категорий: меломаны и аудиофилы. Первые слушают музыку, а вторые - звучание. Вот как раз на вторую категорию и работает индустрия Hi-End c её кабелями за 2000-3000$/м, колонками по 100 000$ за пару и прочими удовольствиями. Очень понравилось мне высказывание одного эксперта в специализированном журнале – «верхний уровень цен не ограничен даже здравым смыслом». Само понятие Hi-End можно легко сравнить c миром «высокой» моды. Так вот, в аудиофильской среде уже десятки лет не прекращаются споры по поводу того, какие параметры и особенности важнее других.

В «почившем в бозе» СССР бытовая радиоаппаратура делилась на 5 классов: 4,3,2,1 и высший. По ГОСТу каждому классу соответствовал определенный набор электрических параметров (полоса воспроизводимых частот, уровень шума и т.п.). Всё было ясно и понятно даже людям, очень далёким от техники. Но ведь у господ буржуев понятию Hi-Fi никогда не сопоставлялось никаких измеряемых параметров, и правильно - заморочиваться килогерцами, ваттами, децибелами и т.п. не стоит. Во-первых, у любого мало-мальски приличного аппарата набор электрических характеристик весьма приличный. А во-вторых, субъективные впечатления от, например, усилителя с "крутыми" параметрами могут оказаться гораздо хуже, чем от его более скромного по этим показателями товарища, а жить-то потом ведь не с параметрами, а как раз с впечатлениями. Вывод простой - при серьезном подходе к покупке аппаратуры надо, конечно, познакомиться с тестами на HiFiNews.RU; учесть рассуждения на уровне простого житейского здравого смысла, типа, что за гроши вряд ли купишь что-то хорошее; внять советам друзей и знакомых. Но решающее значение при выборе – за вами. Никакие доводы не помогут, если вам не понравится вон та левая колонка (на ней царапинка и к дизайну моей гостиной не подходит).
Вы все равно должны иметь собственные впечатления от просмотра и прослушивания и собственные пристрастия.

Есть, например, филы, на дух не переносящие цифровые носители, а слушающие исключительно виниловые диски (кстати, в последние годы продажи винила существенно выросли). Напомню, принципиальное отличие CD и DVD от виниловых пластинок и обычных видеокассет - это цифровое (дискретное, т.е. прерывистое) представление звука/изображения, в отличие от аналогового (непрерывного). Если говорить совсем просто, то звук - это колебания воздуха: при аналоговой записи они преобразуются в электрические колебания такой же формы на магнитофонной плёнке, либо преобразуются в механические колебания резца, который формирует звуковые дорожки на виниловых пластинках.
При цифровой записи непрерывные электрические колебания с помощью АЦП (аналого-цифрового преобразователя) превращаются в последовательность двоичных чисел и именно эта последовательность записывается на тот или иной носитель. При воспроизведении на конечном этапе используется ЦАП (цифро-аналоговый преобразователь), на выходе снова получается непрерывный сигнал, который потом и усиливается аудио/видео усилителями и идет на колонки/видеосистему. Но что объяснять различия между цифровыми носителями и допотопно-аналоговыми, если современная hi-fi аппаратура с лёгкостью воспроизводит и то, и другое. Вопрос здесь – в качестве записи носителя, в условиях его создания и обработки.

В общем, можно, конечно, покупать плохую фонограмму, а потом пытаться затушевывать недостатки. А можно взять сразу хорошую. Не забывая о том, что стереосистемы не обрабатывают звук, а только передают. Но ведь никто не запрещает слушать обычные музыкальные CD на DVD плеере, входящем в состав домашнего кинотеатра - вот там можно и разложить стереозапись на все каналы, добавить, например, эха, или ещё что-нибудь придумать, что только позволят возможности ресивера. И «будет всем счастье», как в исполнении древнего мультипликационного удава Каа, с помощью новых технологий не уступающего голливудскому Годзилле (ладно-ладно, почти не уступающего). И Симфонический оркестр, который, благодаря достижениям hi-fi, словно бы расположился в вашей квартире, расставил инструменты по гостиной и ждёт, когда ваш кофе будет готов, вы усядетесь в удобное кресло и нажмёте на кнопку, чтобы зазвучала Музыка…




Оставить комментарий