Кто задумывался, как бежит ток по проводам, тот настоящий поэт. А думал ли кто-нибудь о том, что значит это действие для техники? Наверняка каждый из нас понимает, что кино без проводов невозможно, но будет ли оно, если имеющиеся кабели недостаточно хороши? От них зависит и картинка, и звучание. Что же представляют собой эти загадочные передатчики качества, и как выбрать достойный вариант для своей техники?
Попытаюсь немного прояснить ситуацию. Тип кабеля определяется местом его использования в аудио- видеосистеме. Межблочный аудио или видео кабель служит для коммутации электронных блоков между собой. Рекомендуется использование провода наименьшей длины, иначе он будет больше подвержен всевозможным наводкам и искажениям сигнала.
Акустический кабель передает обработанный и усиленный сигнал от ресивера или усилителя к громкоговорителю. По возможности стоит использовать кабели с наибольшим сечением проводника. Чем он толще, тем лучше целостность передачи сигнала (особенно важно при передаче сигнала на большие расстояния).
При подключении акустической системы к усилителю желательно внимательно подойти к выбору проводов. Нехитрая, казалось бы, вещь — акустический кабель, однако каждый его тип имеет “собственный голос” и способен заметно повлиять на характер звучания системы. Вопрос требует отдельного рассмотрения. Отмечу, что при выборе акустического кабеля следует руководствоваться следующим простым соображением: при электрической мощности системы 50—75 Вт вполне подойдут кабели с поперечным сечением проводников 0,75—2,5 мм2. Если же ваша акустика под 150—200 Вт, лучше купить более солидный кабель с сечением проводников от 4 кв. мм. Большое значение при выборе сечения проводников кабеля имеет расстояние от аппаратуры до колонок: чем больше расстояние, тем больше должно быть сечение проводников кабеля. Для простой аппаратуры можно рекомендовать акустические кабели серии “Classic”. Для более качественной – кабели серии “Studio”. Для высококачественной и соответственно недешёвой аппаратуры кабели серии “ProClass” или “SilverClass”.
Как правило, акустические кабели подключаются пружинными зажимами (обычно в системах с небольшой выходной мощностью), винтовыми зажимами, или же с использованием штекеров типа “банан”.
В некоторых моделях акустических систем можно увидеть не одну пару винтовых зажимов, а целых две (АС с тремя парами зажимов встречаются очень редко), соединенные попарно плоскими металлическими перемычками. Таким образом, данная система допускает ее двухпроводное подключение к усилителю методом “crossed circuit”.
Что это такое и зачем нужен этот самый “crossed circuit”?
При протекании по акустическому проводу тока звуковых сигналов низкой частоты большого уровня вокруг проводников кабеля образуется сильное магнитное поле. Оно оказывает воздействие на протекающие по этим проводникам токи звукового сигнала средних и высоких частот, в результате чего звучание акустической системы становится менее чистым и прозрачным. Противоядие от этой напасти на удивление простое — надо всего лишь обеспечить протекание тока низкочастотных составляющих сигнала и тока его высокочастотной части по физически разделенным проводникам.
Для реализации этого в акустической системе устанавливается еще одна дополнительная пара гнезд (винтовых зажимов), к которой подключают вход фильтра ВЧ- громкоговорителя (в двухполосных АС) или фильтров СЧ- и ВЧ-громкоговорителей (в трехполосных АС). При этом вход фильтра НЧ-громкоговорителя подключают к другой паре входных зажимов. Если вы хотите подключить свою акустическую систему (АС) к усилителю методом “crossed circuit”, вам необходимо снять перемычки с разъемов (они нужны только при однопроводном подключении). Приготовить по два акустических кабеля для каждой АС, или купить специальный двойной с 4 раздельными проводниками (кабель серии “Classic” - артикул 43714, серии “Studio” - артикул 45516).
Входные концы обоих кабелей подключаются к выходным зажимам соответствующего канала усилителя низкой частоты, а выходные концы кабеля — к разным парам винтовых зажимов акустической системы. Благодаря такому нехитрому приёму вы практически полностью исключите влияние коварного низкочастотного громкоговорителя на качество воспроизведения высоких частот. Изменение звучания у различных акустических систем при подключении их по одно- и двухпроводной схеме может быть едва заметной, или разительно улучшиться. Поэтому если ваши АС допускают возможность их подключения по двухпроводной схеме, возможно, у вас есть еще скрытые резервы для существенного повышения качества их звучания. По крайней мере, настоятельно рекомендуем послушать их по схеме “ crossed circuit”. Кстати, подсоединяя ваши АС к усилителю, обязательно следите за правильным соблюдением полярности их подключения: “красный” зажим АС должен непременно соответствовать “красному” же выходному зажиму усилителя, а “черный” - “черному”. Попутно отмечу, что, поскольку некоторые усилители низкой частоты инвертируют фазу звукового сигнала, “неправильное” подключение акустических систем, наоборот, восстановит “status quo” и может существенно улучшить качество звучания вашего аудиокомплекса. Проверить же синфазность подключения акустических систем весьма просто: поставьте на ваш CD-проигрыватель диск с монозаписью. В случае сфазированности акустических систем звук будет находиться точно посередине между ними. Если вы перепутали полярность подключения одной из АС, звучание вашей стереосистемы сразу станет заметно более размытым и тусклым. Стереообразы виртуальных музыкальных инструментов будут непредсказуемо перемещаться по звуковой сцене, в общем — кошмар! Для того чтобы обезопасить себя от этих бед, надо всего лишь быть чуть-чуть внимательным при подключении, тем более что большинство современных акустических кабелей обычно имеет цветовую маркировку проводников, благодаря которой очень легко идентифицировать проводники на входе кабеля, так и на его выходе.
Ко всему вышесказанному, могу добавить, что современные высококачественные кабели, как правило, изготавливают из очищенной бескислородной меди (OFC), обеспечивающей лучшее качество звучания. Это происходит благодаря тому, что структура сверхчистой меди, в отличие от обычной мелкокристаллической структуры “загрязненной меди”, состоит из длинных кристаллов чистой меди. Они обладают отличной электропроводностью. В “обычном” же проводе окисям на поверхности кристаллов меди образуют многочисленные p-n-переходы, при прохождении через которые звуковые сигналы сильно искажаются. И еще одно замечание. Технология прокатки медных проводников приводит к анизотропии их свойств в зависимости от направления протекания токов звуковой частоты по акустическому кабелю. Поэтому многие высококачественные провода обладают направленностью, т.е. имеют предпочтительное направление распространения по ним звукового сигнала. Если на поверхности кабеля отсутствует маркировка о направлении его подключения (обычно стрелкой обозначается рекомендуемое направление распространения сигнала в проводе, при этом стрелка направлена в сторону акустической системы), единственным выходом остается определение наилучшего варианта его подключения на слух, оценив при этом качество звучания АС, для обоих вариантов включения. Учтите также, что хорошие кабели должны пройти этап “обкатки” под сигналом (впрочем, акустические системы тоже). Проработав примерно 100—200 часов, они “прогорят” (т.е. в них произойдет упорядочение структуры кристаллов меди и стабилизация свойств диэлектриков) и выйдут на “расчетный режим” работы. В дальнейшем они уже практически не будут влиять на качество звучания акустической системы.
Александр
25 февраля 2011, 20:15
Отличная статья! Очень толково написано!
|