СОВЕТЫ ПОЛЬЗОВАТЕЛЮ. НА ЗАМЕТКУ

Почему компакт-диски могут звучать хуже?

Почему компакт-диски могут звучать хуже?

Первые компакт-диски появились в 1980 году. И хотя за это время было введено в оборот множество технических инноваций (как то: способы сжатия аудиоданных mp3, ATRAC или wma, а также цифровые аудиоформаты высокого разрешения SACD и DVD-Audio), вот уже четверть века CD продолжает оставаться основным музыкальным носителем, которых только в 2000 году в США было произведено 4,885 млрд. единиц. Разумеется, что доступность оборудования для производства компакт-дисков и DVD делает этот бизнес привлекательным для пиратов.


В настоящий момент уровень незаконно выпущенных компакт-дисков в США составляет 10%. В Италии, Южной Корее, Финляндии – 25%, в Китае, России, Украине, Пакистане, Израиле, Центральной Америке и других странах – более 50%. Международная федерация производителей фонограмм (IFPI), включающая более 1500 членов из 75 стран мира, неоднократно выступала с исками против российских заводов-производителей – например, РОФФ «Текнолоджис» и «Руссбит Софт». Оставим в стороне юридические и нравственные аспекты этой большой проблемы и поговорим о «подводных камнях», подстерегающих конечного покупателя. Ведь ему, как правило, дела нет до направления его денег, лишь бы эти деньги были небольшими.

С одной стороны, существует большая категория потребителей, которую вполне устраивает качество звучания пиратского компакт-диска, треки на котором были выкачаны из Интернета в виде мр3, а затем перекодированы в стандартный аудиоформат 16/44,1. С другой стороны, имеется сектор любителей музыки, которых не устраивают не только лицензионные российские диски, но и часть зарубежных официальных изданий. Поговорим о «слабых местах» компакт-диска, влекущих за собой субъективное ухудшение звучания фонограммы.

Сразу вынесем за рамки обсуждения те аудио CD, фонограмма на которых была получена путем декодирования сжатых файлов *.мр3 или *.ogg – а таких дисков на пиратском рынке не меньше половины. Этот продукт, полученный с заведомой потерей исходных аудиоданных сравнивать с оригиналом просто некорректно и не имеет смысла. В поле нашего обзора – лицензионная и пиратская продукция, которая появилась путем прямого копирования оригинальных CD без промежуточного перекодирования. Чтобы полнее представлять себе процесс возникновения компакт-диска, рассмотрим этапы его производства на примере Уральского электронного завода.

Входной контроль качества. Поступающие на завод мастер-диски проходят обязательную проверку на специальном тестере читаемости (playability tester), с тем чтобы заранее обнаружить диски, которые по своим качественным показателям не могут быть использованы для изготовления матрицы. Измеряемые параметры – уровень BLER, Burst, Uncorrectable Errors, ошибки E11, E21, E31, E12, E22, E32. Результаты тестирования можно посмотреть как в графическом виде, так и в табличной форме.

Мастеринг. Мастер-диски, прошедшие входной контроль, передаются на участок мастеринга, где производится перенос информации с диска на матрицу – рабочего инструмента для изготовления CD. Для создания матрицы используется стеклянный диск из полированного стекла, обработанный с высокой точностью.

Далее поверхность диска покрывают равномерным слоем светочувствительного материала (фоторезиста). Толщина слоя соответствует глубине питов.

Луч лазера, модулируемый цифровым сигналом, фокусируется на поверхности вращающегося диска. Перемещение луча в радиальном направлении обеспечивает шаг между витками спиральной дорожки, равный 1,57 мкм.

Проявление слоя фоторезиста специальными растворами обеспечивает формирование Питов, поскольку диск покрывается тонким слоем никеля, необходимым для создания электропроводного слоя.

Далее в гальванических ваннах слой никеля на поверхности стеклянного диска доводится до требуемой толщины. Никелевый слой отделяется от стеклянного диска и отмывается от остатков фоторезиста. Информационная сторона защищается лаком, обратная - шлифуется. Далее вырубается центральное отверстие и обрубается наружный край. Проводится контроль электрических и механических параметров. Матрица готова.

Устройство считывания информации с мастер-диска оборудовано специальной электронной схемой, фиксирующей малейшие ошибки, которые могут произойти при считывании. Отсутствие ошибок на специальном счетчике по завершении сеанса записи гарантирует заказчику, что матрица является точной структурной и информационной копией мастер-диска.

Контроль качества. После изготовления каждая матрица проходит проверку на специальном тестере матриц, измеряющим цифровые, аналоговые и механические параметры готового изделия. Цифровые параметры включают в себя BLER, Burst и ошибки типа Exx. Аналоговые измерения включают Modulation Amplitude (I3/Itop и I11/Itop), Pit Symmetry, Crosstalk, Radial Noise, Push/Pull (magnitude). Механические параметры, измеряемые тестером матриц – это Track Pitch, Scanning Velocity и Eccentricity. Дополнительно тестер позволяет измерять джиттер, непосредственно влияющий на читаемость компакт-диска.

Тиражирование. По завершении контроля качества матрица поступает на участок репликации. Расплавленный поликарбонат подается в пресс-форму под высоким давлением, необходимым для качественного формирования питов. Чтобы лазерный луч проигрывателя мог считать с диска информацию, его поверхность должна обладать высокой отражающей способностью. Поэтому на диск наносят тонкий слой алюминия методом электровакуумного напыления.

Далее на диск наносится тонкий прозрачный слой защитного лака для защиты отражающего слоя от окисления и механических повреждений. Используется метод центрифугирования с последующей сушкой ультрафиолетом. За все время производства компакт-дисков в цехе поддерживается строго определенная температура.

На станции выходного контроля с определенным интервалом производится проверка изготовленных дисков текущей партии – цифровые, аналоговые и механические параметры. Результаты тестирования в реальном режиме времени передаются на сервер службы качества. По истечению определенного технологического цикла матрица изымается и заменяется на новую.

На заключительном этапе на защитный слой лака компакт-диска наносятся надписи. Настало время упаковки готовой продукции. Диски укладываются в боксы вместе с буклетами и инлеями, затягиваются в термоусадочную пленку и помещаются в тару. Теперь они готовы для отправки заказчику. Аналогичным способом изготовляются и DVD-продукция, с той лишь разницей, что размеры пита в DVD составляет 0,4 мкм против 0,83 мкм у CD.

Как видим, производство дисков – процесс серьезный и без надлежащего контроля качества, его показатели могут существенно ухудшится, что неизбежно скажется на читаемости диска в приводе. На самом деле знакомые всем печальные признаки в виде щелчков, зависаний и выпадения звука наступают не при первых ошибках, а когда степень потери данных превышает возможности корректирующей системы считывающего привода. В принципе, некачественно изготовленный диск может воспроизводиться и без явных артефактов. Однако системы управления считывающим лучом и исправления ошибок начинают работать в усиленном режиме. В цепи растут токи и вредные наводки, проникающие в спектр выходного аудиосигнала. При невозможности корректно считать проблемный участок – данные интерполируются, т.е. берется и усредняется результат по двум соседним секторам. Перечисленные факторы негативно влияют на конечное звучание фонограммы, искажая ее первоначальное звучание, хотя при этом плеер мог не разу не «споткнуться».

К сожалению, определить качество изготовления диска на стадии его покупки практически невозможно. Например, диски отпечатанные непосредственно перед заменой изношенной матрицы обладают худшими характеристиками, однако внешне ничем не отличаются от образцов начала партии. Вполне допустимы по стандартам, однако не с лучшей стороны характеризуют производителя волнистые разводы на лаковой поверхности диска, ухудшающие оптическую проницаемость носителя. Большой эксцентриситет диска (а это можно определить, если вхолостую прокрутить его в портативном плеере) также не способствует равномерной работе привода. Часто можно слышать как плееры с такими дисками механически «стучат» при воспроизведение, что вызывает его преждевременный износ привода. Узнать об этом факте можно лишь распечатав упаковку. И если эти претензии в полной мере могут относиться к фирменным, официальным продуктам, то что можно сказать о пиратском производстве, где повсеместно используется списанное оборудование, а контроль качества целиком возложен на совесть организаторов этой затеи?

Кстати, на пиратский лоток попадает и «лицензионная» продукция. Во-первых, это скупаемые по дешевке выбраковки лицензионных CD и DVD, процент которой при производстве достигает четверти от общей партии. Во-вторых, у нас нередко практикуется «допечатка» тиража – только уже не для официального заказчика, а для теневого. Вопрос качества этой партии – опять же, на совести частных людей. Может быть как приличным, так и не очень. Кстати, следует признать, что и среди самостоятельных пиратских изданий есть действительно релизы, изданные с любовью – видно, что заказчик был явно неравнодушен к контенту.А почему лицензионные диски могут оказаться хуже «настоящих» фирменных? Сначала оговорим аспекты лицензионных DVD. Качество изображения и звука может отличаться от «родных» зарубежных релизов не в лучшую сторону по причине вмешательства местных дистрибьюторов на стадии дубляжа, а также вследствие добавления рекламы и дополнительной информации. Ведь как известно объем DVD имеет свои границы. Если фильм длинный, а пространства не хватает для рекламы или иных задач, видеотрек и звук на нем дополнительно перекодируется и ужимается в объеме. Вообще, это довольно тонкая работа, требующая определенных профессиональных навыков. Однако вал поступающей в Россию видеопродукции довольно велик, специалистов на все не хватает, возиться с каждым фильмом особо некогда. А потому нередко на лицензионных DVD стоящих не намного меньше оригиналов мы можем наблюдать и дискретность планов, и пикселизацию картинки, и прочие нехорошие цифровые артефакты. Стоит ли говорить, что делается с видео и звуком на пиратском рынке, использующем в основном однослойные DVD-носители объемом 4,3 Гб, в то время как официальный продукт выходит на двухслойных дисках объемом 8,5 Гб?

Лицензионные аудиодиски появились на российском рынке как компромиссное решение мейджор-компаний грамзаписи Sony, Warner, EMI и др. в ответ на разгул пиратства в странах СНГ. Очевидно, что никакие карательные акции не в состоянии были заставить среднего гражданина России покупать фирменный компакт-диск по цене не менее 15 долларов за единицу. Поэтому на территории СНГ было развернуто производство относительно недорогой (150-200 рублей) музыкальной продукции с упрощенной полиграфией – так называемой «лицензии». И здесь возникает совершенно непрозрачная для потребителя ситуация.

Например, в каком виде на российский завод поступает исходный мастер? Доподлинно известны случаи, что в качестве образца для копирования использовался обычный фирменный компакт-диск, предназначенный для розничной продажи. Фактически процедура изготовления этой «лицензии» ничем не отличалась от производства пиратского продукта, с той лишь разницей, что здесь наличествовал общий кураторский контроль представителей мейджор-компании и (надеемся!) выдерживался контроль качества на технологической линии. Однако, как бы там ни было, некоторые меломаны предпочитают не быть тем скупым, который платит дважды. С «лицензией» они не связываются и покупают фирменные компакт-диски, цена которых в моменты распродаж может снижаться до 9-11 долларов.




Оставить комментарий






Главная страница > Hi-Fi потребитель > Советы пользователю > На заметку > Почему компакт-диски могут звучать хуже?