Выбор хорошего DVD - задача непростая. Если от качественной VHS-кассеты, помимо хороших изображения и звука, можно ожидать только стереозвука, то у DVD-дисков разнообразных "дополнительных сервисов" намного больше. Вспомним только спецификацию: более двух часов высококачественного видео, объёмный шестиканальный звук, до восьми языков звукового сопровождения, до 32 языков субтитров, разветвленная многоуровневая система меню, позволяющая сделать диск интерактивным (и даже создавать игры для DVD-плееров), до 9 ракурсов объекта съёмки, возрастные ограничения просмотра и системы защит от копирования. Конечно, вряд ли всё это сразу будет на одном диске - каждому потребителю из этого обширного списка понадобится только что-то своё. Вот это "своё" мы и будем искать.
Ёмкость диска. Она зависит от количества рабочих сторон и слоёв на них. Так, односторонний однослойный диск содержит до 4,7 гигабайт, а двухслойный - уже до 8,5. На упаковке они могут обозначаться как DVD5 и DVD9, соответственно (для дисков первой зоны - Single layer и Dual layer). Зачем это знать? Дело в том, что в DVD используется MPEG2-видео с максимальным битрейтом (скоростью потока) до 9,8 Мбит/сек. А значит на DVD5 диск поместится около 1 часа видео с максимальным качеством (это fine mode, для SP mode - около 2 часов). Зная продолжительность фильма и ёмкость диска, можно уже предварительно судить о качестве изображения. "Стандартный" фильм состоит из 10 частей по 10 минут, плюс меню, несколько языков звука, титры и бонусы - получается, для максимально возможного качества изображения необходим DVD9. В случае двухсторонних дисков получаем DVD10 - две однослойные стороны (9,4 ГБ), DVD18 - две двухслойные (17 ГБ) и DVD14 - однослойная и двухслойная стороны (13,24 ГБ).
Зональность. Номер зоны указывается после буквы R (например: R1 - диск первой зоны, Северная Америка; R5 - Россия) или внутри стилизованного изображения земного шара. Мультизональные диски - те, что воспроизводятся на плеерах любой зоны, обозначаются нулем или словом ALL. К какой зоне относится диск - вопрос важный до сих пор. Если раньше покупателя волновало, сможет ли он смотреть диск "чужой" зоны, то сегодня подавляющее большинство DVD-плееров либо сразу мультизонально, либо их перепрошивку осуществляют позже. Сегодня дело, скорее, в другом - недорогая лицензия на выпуск в России популярного диска (в целях удешевления тиража, выпуска демо-дисков и т.п.) зачастую предполагает более низкое качество изображения (пониженный битрейт для записи фильма или большего количества рекламы и анонсов на DVD5) и звука (никакого dts или даже стерео звука вместо шестиканального).
Формат изображения. Соотношение сторон кадра 4:3 или 16:9. Если "4 на 3" - это изначальные пропорции телевизионного кадра, которые и сегодня являются стандартом, то внедрение телевидения высокой четкости HDTV и распространение ЖК и плазменных панелей делают всё более популярным "киношный" формат "16 на 9". Есть смысл в приобретении телевизионных версий концертов или сборников видеоклипов в формате 4:3. Что касается кино, тут, вероятно, дело вкуса. Преобразование формата 16:9 в формат 4:3 приводит к тому, что картинка обрезается по краям, а иногда ещё и несколько вытягивается по вертикали, для максимального заполнения кадра. Если же взять фильм в формате 16:9 и преобразовывать его в своём DVD-плеере, то картинка будет обрабатываться видеопроцессором плеера, что не даст качества изначально оцифрованного в 4:3. Мне всё-таки кажется более разумным приобретать фильмы в формате 16:9. Если у Вас широкоформатный телевизор или панель, то выбор очевиден, а на обычном телевизоре у Вас сохраняется возможность выбора. Можно смотреть фильм так, как и задумывал режиссёр или преобразовать его в формат 4:3, что не так уж страшно, учитывая качество современных видеопроцессоров.
Звук. Две основных системы кодирования звука для DVD - это формат AC3 (поток 448 Кбит/сек для звука 5.1 или 192 Кбит/сек для стереозвука 2.0 - DD 5.1 и DD 2.0, соответственно) от DOLBY DIGITAL (http://www.dolby.org/) и DTS (Digital Theater System (http://www.dtsonline.com/) - с потоком 768-1536 Кбит/с, что намного выше по качеству, чем AC3). В отличие от DD, прошедшего путь от стерео до шестиканального, DTS сразу разрабатывался для качественного представления музыки в шестиканальном варианте. Расплата за качество: для DTS на диске требуется больше места, и он более требователен к расположению акустики (сам формат не предусматривал введение задержек распространения звука и изменения амплитуды по каналам). Чаще всего на диске присутствует шестиканальный звук DOLBY Surround 5.1. DTS обычно представлен на музыкальных дисках или фильмах, где очень важно показать качество музыкального сопровождения. Кроме того, на диске может быть несколько языков звукового сопровождения и заслуживает внимания качество перевода и озвучивания. Надпись "полный дублированный перевод" - лучший вариант.
Субтитры. Они могут быть очень полезными либо в виде обучающего пособия при изучении иностранного языка, либо если у Вас диск, к примеру, первой зоны (нет в продаже такого пятой зоны или нет желания покупать "демо"-диск), а на слух Вы английский понимаете хуже, чем читаете на нём. Надо только обратить внимание, субтитры на каких языках имеются на данном диске.
Система цветности. PAL или NTSC. Вряд ли сегодня попадется на наших прилавках какая-либо другая. Описание этих систем выходит за рамки материала. Есть только один нюанс при просмотре, о котором будет сказано ниже.
Коробка. Практически обо всём, о чём было сказано выше, можно узнать по надписям на коробке. Нужно только проверить, есть ли то, чего вы ждете от диска, в описании.
Легальность. На самом диске на рабочей стороне по внутреннему кольцу должна быть сигнатура - информация о производителе, содержащая надпись IFPI (The International Federation of the Photographic Industry международная организация, занимающаяся вопросами соблюдения авторских и смежных прав) и код завода-производителя. Там же может находиться название фильма и информация о прокатном удостоверении или о лицензии МПТР.
Просмотр. В полной мере оценить качество изображения в магазине можно только при наличии хорошего телевизора с большим экраном. Телевизор с диагональю в 37 сантиметров на кронштейне под потолком торгового зала позволит Вам выявить только явный брак диска.
Артефакты. Они неизбежны. Само представление цвета 4:2:2 в цветном телевидении уже даёт такой артефакт, как наличие одного цвета на два пикселя изображения (который, впрочем, незаметен в силу особенностей нашего зрения). А поскольку в DVD-формате используется компрессия, вероятность появления артефактов резко возрастает. Разумеется, применяемые алгоритмы и высокая скорость потока уменьшают их заметность, но вы должны знать, что артефакты есть.
Артефакты возникают в результате компрессии и оцифровки:
Прослушивание. Здесь ситуация ещё более сложная, чем при просмотре. Маловероятно, что в магазине удастся проверить качество DTS-звука или даже просто шестиканального DD 5.1. Скорее всего, в Вашем распоряжении, чтобы не мешать другим покупателям. будут либо динамики просмотрового телевизора, либо наушники. Но явно "провальный" звук распознать поможет и это. Кроме того, удастся оценить качество перевода и дублирования фильма.
Бонусы. Кадры со съёмочных площадок, сюжеты, не вошедшие в основной фильм, интервью с режиссёром или актерами, постеры - всё это может представлять интерес для поклонников.
Рынок DVD-дисков сегодня очень разнообразен. Можно встретить как контрафактный диск с прекрасным качеством изображения, тремя потоками звука (включая DD 5.1 и DTS), субтитрами на нескольких языках и полным набором бонусов, так и вполне легальный, лицензионный диск с "пережатой" картинкой и стереозвуком в единственном аудиопотоке (это страшное слово "Демо" или, например, "Специальное издание: 2 в 1!" - где на одной стороне может оказаться до четырех часов видео, плюс реклама с анонсами на полчаса).
"Предупреждён - значит вооружён". Вооружившись приведённой в этом материале информацией, сделать правильный выбор DVD Вам не составит труда.