СОВЕТЫ ПОЛЬЗОВАТЕЛЮ. АКУСТИКА

Сабы разные важны

С некоторых пор во многих домах появился новый элемент интерьера - нечто среднее между тумбой и жилищем для тучной птицы, например для гуся. Именуется этот элемент сабвуфером или попросту сабом. Какими бывают сабы и для чего годятся те или иные из них?

Сначала и не ликбез даже, а просто краткая справка для младенцев, бабулек и других далеких от аудио-видеотехники людей, случайно оказавшихся на этом сайте. Сабвуфер - суть отдельная акустическая система, берущая на себя атлантов труд: ухать, бахать, словом - излучать низкие частоты герц до двухста. Как и люди альтернативной сексуальной ориентации, сабы бывают активными и пассивными. И если гей справедливо возмутится подобной условностью обывательской классификации, то сабы в этом смысле гораздо лучше держат слово. С внутренним усилителем - стало быть, активный. А питаемый усилителем "домашнего кинотеатра" так уж точно пассивен как помещик Обломов. Подобно людям, активные сабвуферы популярнее и успешнее, чем братья-лежебоки. Как и всякие акустические системы, по исполнению сабвуферы могут быть как фазоинверторными, так и закрытого типа.

Изначально сабвуферы были реквизитом концертных залов и звуковых студий. Так бы и использовались они только там, если бы не расплодились в тараканьих количествах "домашние кинотеатры" и бестолковые грохочущие фильмы, наподобие "Форсаж" или "Три Икса". Теперь кино без сабвуфера никак. Попкорн в горло не полезет. Поэтому даже производители дешевой акустики поставляют на рынок готовые комплекты, включающие в себя россыпь "сипелок" и в обязательном порядке - сабуфер. Нежно возлюбили сабвуфер и многие меломаны. В особенности, слушатели всяческой "колбасы" и "металла". Ведь теперь "бочка" Дейва Ломбардо или Ларса Ульриха с еще большей интенсивностью утюжит грудные клети великовозрастных оболтусов.

Но наиболее абсурдные формы любви к обилию низких частот наблюдаются в инсталляциях Car Audio. Почему? Видимо потому, что в большинстве автомобилей все время работает FM-трансляция. Или, возможно, склонность к чудовищному басу имеет природу, лежащую в области психоанализа. "Садо-мазо", "радость через кованный сапог, топчущий лицо" и так далее… Кстати, в этом пороке российские клиенты солидарны с жителями другой империи - США. Эти потребители настаивают на уснащении многодюймовыми НЧ-динамиками относительно небольшого пространства салона автомобиля. В результате даже невинный перебор струн на акустической гитарке будет оборачиваться хором зловещих контрабасов. Более того, с давних пор заокеанскими товарищами из ассоциации IASCA (а с не очень давних - их российскими подражателями) устраиваются игрища на величину звукового давления SPL. 150 децибел - кто громче? 175 децибел - рекорд! Для усиления прочностных характеристик излучателя сабвуфера некоторые фирмы делают его четырехугольным, что можно наблюдать у Kicker в ее знаменитой серии Solo-Baric. Материалы диффузоров для таких монстров давным-давно уже не бумажные, а все сплошь кевларовые. да пропиленовые. Броня! Хоть из пушки по ним пали.

Ну а что ценители качественного звука? Понятное дело - возмущаются (имея на то вполне веские основания) и зачитывают сабвуферу проклятия. Отчасти они правы. Во-первых, в стереодорожке отдельного басового канала нет по определению и его уровень никак не регламентирован в отличие, скажем, от киношного Dolby Digital. Поэтому в случае "трифоника" последующие манипуляции с басом (вычленение, произвольное усиление, изменение фазы и т.д.) остаются уже на совести слушателя. В конце концов, у слушателя всего пара ушей, а не трое или 5.1. В своей типичной реализации сабвуфер, как правило, годится лишь для кино. Для аудиофильских задач необходим не просто хороший сабвуфер (читай - дорогой (начиная где-то от $800), с минимальным процентом искажений и ровной АЧХ), но еще и правильно, с учетом особенностей конкретного помещения, настроенный. Для коррекции параметров сигналов в сабвуфере предусмотрены регулировки частоты среза фильтра, фазы сигнала. Также существует два варианта подключения саба - к низко- или высокоуровневым входам. Далее согласование сабвуфера должно выполняться не только под помещение, но и с конкретной акустикой на фронте. В комплектах "все в одном" в определенной степени эти проблемы совместимости решены. Но для серьезных задач большая гибкость достигается индивидуальным подбором компонентов от различных производителей. Причем настройку надобно делать не на слух, а по соответствующим измерительным приборам, которые тоже стоят недешево. А так, в бытовом исполнении "распечатал и поставил абы где" система "трифоник" вряд ли сможет адекватно заменить пару хороших напольников. Хотя и позволяет разнообразить меломанское существование, если у того в комнате ютятся пара безбасовых полочников. Но опять же, только с учетом аккуратной и кропотливой работы по согласованию всех АС в этом ансамбле. Досужие разглагольствования о невозможности человеческого уха локализовать низкие частоты верны лишь отчасти. Еще как возможно! После покупки сабвуферу надо будет еще найти место в комнате, где он будет не мешать. Причем, не мешать музыке, а не "ходить на балкон". Ведь сколько уже было переслушано систем с невнятной сценой и бубнящим, забивающим все на свете низкочастотным резонансом, выдаваемым за "хороший сочный бас".

Но мировыми тенденциям трудно сопротивляться. И вот уже в аудиофильских многоканальных форматах SACD и DVD-Audio заложена отдельная низкочастотная дорожка. За последние годы выдвинулись фирмы, изначально занимающиеся исключительно сабвуферами, как например REL или Velodyne. И добившиеся, заметим, очень приличных результатов. Следует отметить и амбициозные проекты НЧ-излучателей, на которые велено "средств не щадить". Они-то и реализуют мечту о "музыкальном" сабвуфере, разгружающем фронтальные АС и достигающем "нутряные" значения баса при целостной картине музыкального образа. Вот, например, 200-килограммовый Saturn 55 от французской фирмы Cabasse - "домашний" прототип профессионального агрегата, работающего в зале La Geode. Корпус в 500 литров весь в стяжках и скобах. Сама 21-дюймовая головка (это, как вы понимаете, размер стандартной диагонали телевизора) весит 27 кг. Хозяин конторы Кристоф Кабасс, рекламируя свое детище, ставил на него булавку с плоской шляпкой и включал музыку на нечеловеческой громкости. Булавка не падала. При том на фонограмме с записью оркестра слушатели ощущали реальную атмосферу зала - ведь работая как поршень, габариты "Сатурна" позволяют приводить в движение большие объемы воздуха. Очевидцы признаются, что слушать дальше музыку с отключенным сабом становилось "совсем неинтересно". Однако платить за такие ощущения придется немало. Ибо стоимость сабвуфера Saturn 55 более тринадцати тысяч евро.




Оставить комментарий