СОВЕТЫ ПОЛЬЗОВАТЕЛЮ. АКУСТИКА

В поисках лучшего

Проблема выбора компонентов домашнего кинотеатра является для любителей одной из наиболее сложных. Профильные форумы в Интернете заполнены вопросами – как усилитель А работает с акустикой Б, какой DVD-плеер лучше и почему CD-плееры вот-вот исчезнут? Ответы отражают специфические вкусы владельца конкретной системы либо порождают массу встречных вопросов. Кроме того, словесное описание характера звучания никогда не содержит достаточного количества информации, необходимой для индивидуального выбора техники. С чего стоило бы начать? С приобретения акустики (опытные люди советуют на ней не экономить)? Или с готового кинотеатрального комплекта? Какой из возможных вариантов выбрать? Возьмем на себя смелость дать потенциальному покупателю достаточно простые рекомендации, которые родились из практического опыта.


Краеугольные камни?

Советы лучше начинать с общих принципов, изложенных в виде вопросов и ответов. Итак…

Решено купить комплект домашнего кинотеатра «в одной коробке» от хорошо известного производителя электронных компонентов

А почему бы и нет? Если… (подставьте сюда любой бренд, который находится на слуху многие десятки лет) эти компании знают, как разрабатывать и выпускать DVD-плееры, AV-ресиверы, видеокамеры, ноутбуки, мобильные телефоны или музыкальные центры высокого качества, то они просто обязаны уметь делать превосходную акустику. Это совершенно не так.

Процесс исследований, расчета, разработки, конструирования, настройки, тестирования, измерений и запуска акустических систем (АС) в серийное производство весьма специфичен, поэтому лучшие образцы подобной техники изготавливаются фирмами, имеющими длительный опыт работы именно в этой области.

Приобретен AV-ресивер, в описании которого указано: «300 ватт общей выходной мощности», но громкости явно не хватает

До сих пор в рекламе часто упоминается понятие «общей выходной мощности», которая является результатом сложения выходных мощностей всех пяти (или семи) каналов. На самом деле «300-ваттный» семиканальный усилитель обеспечивает всего 20 Вт на каждый канал, что вполне достаточно для спальни, но явно мало для большой жилой комнаты.

Многие изготовители измеряют выходную мощность лишь только при одном работающем канале. Экономия на конструкции блока питания приводит к тому, что пять – семь одновременно действующих каналов развивают в сумме существенно меньшую выходную мощность. Приблизительно подсчитать ее несложно. Достаточно найти в техническом описании величину мощности ресивера, потребляемую от сети питания переменным током, и разделить это число на количество каналов, а затем на два (коэффициент полезного действия усилителей мощности наиболее распространенных типов примерно равен 50%). Поэтому пятиканальный ресивер, потребляющий от сети 400 Вт, имеет выходную мощность 5х40 Вт. Это совсем не много, если учесть, что в рекламе указана выходная мощность более 100 Вт на канал.

Вы считаете себя дилетантом и затрудняетесь в выборе акустики, AV-ресивера, плеера или усилителя. По совету приятеля или знакомого специалиста покупаете какой-либо комплект, но его звучание разочаровывает

Так делают многие люди, поэтому ситуация представляется достаточно банальной. Восприятие характера звучания конкретной модели акустики и специфические особенности (в том числе даже удобство эксплуатации) других типов аппаратуры весьма различно для каждого человека. Кроме того, профессиональный специалист – инженер не будет рекомендовать вам безальтернативные модели, так как не хочет нести ответственность за то, что вам не понравится его совет. Зачастую продавцы предлагают купить только те модели систем, которые имеются в продаже, руководствуясь вашим бюджетом.

Любой специалист или опытный любитель скажет, что оценка характера и качества звучания является довольно долгим и утомительным занятием. Необходимо посетить немалое число магазинов и салонов, прослушав массу моделей аппаратуры с помощью разноплановых фонограмм и фильмов из вашей коллекции. Лучшим решением будет оценка приемлемости звука дома, в комнате, предназначенной для размещения кинотеатральной системы, если это возможно. Как правило, акустика приобретается на многие годы, поэтому не стоит прислушиваться к советам продавцов и поддаваться давлению с их стороны.

Решено сэкономить, купив комплект домашнего кинотеатра с небольшими акустическими системами в пластиковых корпусах для большой комнаты площадью около 20 - 30 м2, но при увеличении громкости звук становится резким и раздражающим

Акустическая система – это всего лишь электромагнитный воздушный насос, поэтому скромные колонки не смогут заполнить большое помещение высококачественным громким звуком. Компоненты этой системы выглядят изящно и не заметны в обстановке комнаты, но при работе такие АС не способны перемещать значительное количество воздуха. При малой громкости и небольшом уровне посторонних шумов качество воспроизведения еще терпимо, но громкие сцены в фонограмме фильма заставляют отчетливо «громыхать» небольшие 30-60-миллиметровые диффузоры, сильно искажая звучание.

Любые акустические системы, даже совсем компактные модели, должны иметь, по крайней мере, две полосы воспроизведения звука – низкочастотную/среднечастотную и высокочастотную. По мере роста качества (и стоимости) акустики, спектр сигнала делится уже на три, четыре и более полосы, при этом количество динамических головок может значительно увеличиваться для достижения самого высокого качества звука.

Вместе с тем большинство неподготовленных людей считает полочные системы вполне достаточными для воспроизведения глубокого и мощного баса. К сожалению, законы физики говорят обратное. Разумеется, можно добиться более или менее приемлемого звучания баса частотой примерно 50 или 60 Гц, используя малогабаритную акустику, напоминающую магнитолу – «бумбокс», но если вы хотите получить впечатление от прослушивания большого оркестра или фонограммы фильма, то придется установить сабвуфер или системы напольного типа, а скорее всего и оба этих вида акустики.

Как сделать выбор

Наибольшие трудности вызывает выбор AV-ресивера и акустических систем, так как качество и особенности DVD-плееров и рекордеров практически напрямую зависит от цены, при этом разнообразие их брендов (разумеется, проверенных десятилетиями) сравнительно невелико.

Сначала – ресивер

Выбрать AV-ресивер хорошего качества можно, соблюдая несколько элементарных требований.

Минимально допустимая нагрузка должна составлять 4 Ома. В этом случае вы не будете связаны какими-либо ограничениями по допустимым величинам сопротивления нагрузки со стороны АС, так как безопасность работы ресивера должна быть на первом месте. Если его выходной каскад по каким-либо причинам выйдет из строя и возникнет необходимость обращения в сервисный центр, то в проведении гарантийного ремонта могут отказать. Поэтому лучше, если ресивер будет готов к работе с указанной минимальной нагрузкой, что косвенно свидетельствует и о качестве конструкции блока питания.

Максимальная выходная мощность должна соответствовать размеру помещения. Например, величина 30–50 Вт на канал прекрасно подойдет для комнаты площадью 12–15 м2. Для 20–30 кв. м. такая мощность при определенных условиях может показаться недостаточной. Чтобы не выкручивать до предела регулятор громкости, запас мощности не помешает. Есть и более серьезный резон – работающий на пределе возможностей усилитель – это источник нелинейных искажений, которые могут привести к гибели ВЧ-головок. Всегда полезно приобрести более мощный аппарат, например, по 100–120 Вт на канал. Не надо этого бояться, даже если акустика рассчитана на меньшую мощность, просто старайтесь контролировать процесс и не злоупотреблять громким звуком.

Хороший ресивер имеет выходные винтовые клеммы для всех каналов, а не отверстия с пружинными защелками для кабелей. Эта деталь конструкции указывает на уровень претензий самого разработчика. Такие признаки как, например, лицевая панель из металла, а не из пластмассы, тяжелый силовой трансформатор и крупные радиаторы выходных транзисторов (а не микросхем) в значительной степени служат признаками достаточно высокого класса.

Не всегда следует стремиться к приобретению самой новой модели. Зачастую ресивер, пролежавший на полке магазина год-полтора, значительно дешевеет без всякого ущерба для качества. После первого включения питания достаточно оставить аппарат на пару часов под током без подачи сигнала, чтобы утечка электролитических конденсаторов снизилась до нормы.

В большинстве случаев любителям не очень интересны многочисленные технические параметры, напечатанные мелким шрифтом на последней странице инструкции. К тому же современные ресиверы среднего класса имеют очень близкие характеристики, что существенно упрощает проблему выбора. Конечно, если предполагается покупка топовой модели, то и размышлять придется дольше. Кроме того, некоторые малосущественные детали могут сильно повлиять на ваш выбор (например, корпус золотистого цвета).

Затем – акустика

Если перечень моделей AV-ресиверов, присутствующих на рынке, легко умещается на 3–4 страничках, то с акустикой дело обстоит гораздо сложнее. В ценовом диапазоне от $300 до $1500 такой список будет в несколько раз больше. Можно, конечно, решить все эти проблемы одним махом – речь идет о наборах домашних кинотеатров в «одной коробке», укомплектованных всеми необходимыми компонентами.

Но стоит ли всегда стремиться к приобретению комплекта АС, изготовленных одной компанией? Представляется весьма интересным подбор отдельных элементов акустики кинотеатра, в особенности, если вы совершенно равнодушны к цвету отделки. Скорее всего, такая идея может дать превосходный результат. Не претендуя на истину в последней инстанции, попытаемся дать несколько небесспорных советов.

Больше полос – это всегда лучше

Аудиофилы из числа пуристов предпочтут классические двухполосные системы (два динамика − ВЧ и СЧ/НЧ-головки), но если решено купить более качественные колонки, то лучше поищите среди них трехполосные АС, в которых головки дублируются для снижения частотных и нелинейных искажений. Любители авторитетных мнений могут убедиться сами, что лучшие профессиональные контрольные мониторы и High End-системы чаще всего делаются по четырех- или даже по пятиполосным схемам. Проверить этот факт просто, посмотрев сводную таблицу параметров акустики; числа в графе «цена» возрастают с увеличением количества полос. Эти рассуждения в отношении тыловых АС (они вполне могут быть и двухполосными) можно игнорировать.

Приятный процесс выбора

В результате проведенных исследований список, скорее всего, сократится до 3–5 моделей, которые можно начинать прослушивать. Вооружитесь DVD с хорошо известными вам произведениями, записанными с высоким качеством, а также возьмите с собой тестовый DVD или CD с записью набора частот и с синусоидальным сигналом 315 Гц (уровень 0 дБ). Посетите большой салон по продаже техники, в котором представлены, по крайней мере, две – три интересующие вас модели колонок.

Заметим, что, как правило, в таких салонах для демонстрации используются высококлассные AV-ресиверы. Далее самое сложное – попросите подключить к левому фронтальному каналу ресивера одну АС первой модели, а к правому каналу – одну АС второй. В ответ на возмущенные заявления продавца, что так не делается, примите многозначительный вид искушенного эксперта. Как только системы зазвучат, вы немедленно услышите разницу. При необходимости выровняйте их громкость с помощью регулятора баланса (колонки разных моделей могут иметь различную чувствительность) и попросите снять защитные решетки с лицевых панелей. Если в салоне есть еще модели акустики из вашего списка, попросите заменить не понравившуюся по звучанию колонку на другую. Таким же способом, подключая две разные системы одновременно к левому и правому выходам усилителя, можно сравнить АС центрального канала и тыловые громкоговорители.

Заметим, что предложенный метод не является совершенным. Речь идет о достаточно быстрой первичной «отбраковке» сравнительно большого количества акустических систем без особых усилий, связанных с запоминанием особенностей их звучания. Разумеется, более глубокая оценка таких тонкостей, как динамические возможности, способность к воспроизведению пространственных нюансов в звуковой картине, глубина и ширина панорамы, конечно же, предполагает классическое неторопливое прослушивание системы в целом.

Динамические свойства акустики определить довольно просто. Поставьте тестовый диск с синусоидальным тоном 315 Гц (уровень 0 дБ) в плеер и выведите регулятор громкости ресивера на минимум. Последнее указание особенно важно – если вы испортите акустику слишком мощным сигналом, это вряд ли понравится администрации салона. Отключите один из каналов, а затем плавно и осторожно добавляйте громкость, прослушивая характер довольно неприятного гудящего звука. В какой-то момент звук практически мгновенно станет искаженным, как бы жужжащим. Запишите соответствующие показания цифрового индикатора уровня на ресивере. Убавьте громкость, а затем проведите тот же тест с АС другого типа. Система, имеющая наибольший показатель, имеет больше шансов быть избранной, так как при более высокой громкости она звучит без искажений. Не забывайте, что цифровые индикаторы громкости в ресиверах всегда показывают отрицательные значения, т.е. минус 50 дБ меньше чем минус 30.

Это испытание неплохо дополнить прослушиванием набора частот во всем частотном диапазоне. Здесь высокая громкость не нужна, так как даже тихого звука достаточно, чтобы убедиться в отсутствии посторонних призвуков, возникающих при дребезге элементов конструкции (деталей оформления, грилей, плат кроссоверов и т.п.) или резонансных всплесков.

Завершаем процесс

На среднем уровне громкости внимательно прослушайте работу каждого динамика, приблизив к нему ухо. Вы должны отчетливо слышать их работу, начиная с самой высокочастной головки и заканчивая басовой. Осторожно приложите подушечки пальцев к краям диффузоров НЧ- и СЧ-динамиков вблизи подвесов, при этом вы должны ощутить уменьшение амплитуды колебаний при поочередном прикосновении к басовому динамику и СЧ-драйверу. Этот эффект укажет на отсутствие короткого замыкания в цепях кроссовера. Никогда не касайтесь деталей ВЧ-излучателя – их диффузоры очень легко повредить.

При большой громкости хорошо ощущается поток воздуха в трубе фазоинвертора. Плотно прижмите ладонь к его отверстию и убедитесь, что звучание несколько изменилось. Снижение уровня баса свидетельствует о том, что труба фазоинвертора не перекрыта изнутри демпфирующим материалом и работает эффективно.

Разумеется, неплохо принести свой недавно приобретенный усилитель и испытать его при работе с различными АС, но далеко не в каждом салоне согласятся с таким предложением. Оптимальный выход – получение комплектов акустики под залог для проведения испытаний в домашних условиях.

После завершения монтажа системы не забудьте вновь испытать ее сигналом 315 Гц с уровнем 0 дБ; запишите где-нибудь на видном месте показания регулятора громкости на усилителе, соответствующие началу искажений, и никогда их не превышайте, так как акустика выходит из строя не от громкого, а от искаженного сигнала.

Автор: Владимир Сидоров




Оставить комментарий