Если год назад в теме «Цифра» я мог давать только общие прогнозы о том, куда и почему движется цифровое вещание в нашей стране, то после выставки CSTB 2006 и конференций проходивших на ней, сложилось впечатление, что будущее уже наступило. Стоит только протянуть руку.
Сначала разберемся в аббревиатурах, которые будут для нас что-то значить спустя пару лет. Расшифровку даю исключительно в потребительском качестве.
Сразу оговорюсь, что о полноценной интерактивности говорить не приходится, это все же вещание, то есть передача одного потока сразу на множество приемников. Но в каждом стандарте есть лазейки, позволяющие вести некий обмен данными или загружать только необходимые потребителю сервисы.
Где это появится? На частотах 174 – 230 МГц, нынче занятых телевизионными каналами с 6 по 12. В июне этого года сформируют концепцию развития цифрового вещания в России, после чего за дело возьмется правительство и начнется раздача частот. Думаю, процесс займет около двух лет (к сожалению, впереди планеты всей мы не окажемся, но и обделены не будем). Обратим внимание на такой момент: в этот диапазон умещаются 32 частотных блока, на которых могут вещать 8 телеканалов или 32 радиостанции. Но все это можно перемешивать. Сделать 4 телеканала и 16 радиостанций. Или 6 телеканалов 4 радиостанции и 4 мультимедийных канала. А телеканалы в свою очередь могут быть DVB-T или DVB-H. Как именно распределятся лицензии на вещание соответствующие этому диапазону пока никому не известно. Естественно, каждая организация будет отстаивать свое количество «эфирного» диапазона, а кто и чего добьется в нашей стране прогнозировать нереально.
Стоит помнить и о проблемах переходного периода, когда одновременно будут вещать аналоговые и цифровые каналы. Появятся первые «цифры» в эфире и в продажу поступят приемники. Кстати, правительство обещало обеспечить всех, особенно малоимущие слои населения, соответствующими приемными устройствами, например, приставками к телевизору (это абсолютно нормальная социальная задача), и думаю, она свершится, хотя бы потому, что выигрыш такого(!) тендера – мечта любого производителя.
Теперь посмотрим на аббревиатуры по отдельности и подробно.
DAB – это обычное радиовещание, только передается цифровой поток со скоростью от 48 до 256 кбит/с, позволяющий кроме звука принимать и пакеты данных, иначе говоря файлы. Здесь кроется основная далеко зовущая инженеров-романтиков возможность. Ведь кроме фотографий артиста и названия песен можно передавать и целый файл. Представьте себе такое объявление по радио «А сейчас вы можете загрузить последний хит исполнителя N на свой приемник и прослушать его в любое удобное для вас время. Сохранить и дать послушать друзьям». Сразу оговорюсь, о проблемах авторской защиты контента, читайте в конце статьи. Кроме этого обещается хорошее (сравнимое с компакт-диском) качество звука и стабильный прием без помех свойственных аналоговому сигналу.
DMB – это мультимедиавещание. Возможность стандарта DAB, кроме звукового потока передавать и файлы, доведена до идеала. Звук просто убрали за ненадобностью. То есть, кроме файлов никаких потоков собственно и нет. А какие могут быть файлы? Да хоть флеш-игры, или java приложения, но главное – видеофайлы. Причем организуется и прямое видеовещание (без предварительной загрузки файла). А это уже телевидение, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Но телевидение интерактивное. Потому что DMB предназначен для мобильных сетей, следовательно, через телефонного оператора можно передать информацию вещателю. Выбрать один из 100 каналов, передачу на нем, и смотреть. Голосовать, звонить в прямой эфир, переслать любимому ведущему свою фотографию или только что снятый видеоролик, написать СМС и многое другое (простор для фантазий велик). Но некоторые любители больших вещей скажут: «Да какое это удовольствие смотреть телевизор на дисплее диагональю два дюйма?». Для них уже припасены аргументы. Дело в том, что в Южной Корее в прошлом году появилось DMB вещание, и тот самый маленький телевизор смотрят уже более 100 тыс. человек. А теперь ее величество статистика! 24 % из них смотрят телефон (вот уж реально иной смысл приобретает корень «теле-») дома. На кухне, в туалете, просто положив рядом с компьютером и т.п. 15 % зрителей глядят на экран в метро и 20% во время поездки на другом транспорте. Согласитесь, очень удобно по дороге на работу и обратно посмотреть пару комических шоу, узнать последние новости и полюбить новое светило шоу-бизнеса. 26% процентов развлекаются на работе и в школе. Видимо, в скором будущем наши начальники будут штудировать книги «Как заставить подчиненных выключить телефон на время рабочего дня», а по телевидению будут передавать варианты решения задач ЕГЭ. И что самое забавное, в Корее и в Европе (где тоже проходит подобный эксперимент, но с меньшим размахом) ежедневное время просмотра составило более 60 минут. 1/24 своей жизни человек готов отдать мобильному телевидению! И это сейчас, когда выбор контента не столь богат, в силу зачаточного состояния технологии. А проблема маленького экрана кое-кого даже очень устраивает. Потому что сосед-то не видит! Воистину индивидуальное средство просмотра телепередач получается. Далее подумайте о сервисах возможных на DMB, интерактивные игры в которые играют сразу тысячи человек (представить, конечно, сложно, но человеческая изобретательность всегда поражала воображение консервативных типов вроде нас). И это заметьте, не интернет, не IP вещание (которое, впрочем, тоже имеет право на существование, но его мы в этом материале рассматривать не будем).
DVB-T – это телевизор. Обычный телевизор только с цифровым качеством сигнала, уровня Mpeg-2 (DVD диска). Уже доступно владельцам спутниковых тарелок или кабеля в квартире. Преимуществ никаких, кроме отсутствия тарелки или дырок под кабель. Плюс дальность распространения сигнала. Здесь поселятся федеральные правительственные каналы, главной задачей которых (по их словам) будет предоставление оперативной социальной информации.
DVB-H – тоже телевизор, но его можно переносить. И у него может быть маленькая антенна, что положительно скажется на облике переносных моделей телевизоров. Минус – меньшая зона распространения сигнала по сравнению с DVB-T. Плюс – возможность передачи файлов. Из последнего вытекает множество интерактивных сервисов (подобно DMB, но без телефонного оператора), функции PVR (персональный видеомагнитофон) и VOD (видео по запросу).
Технологии понятны, но что же смотреть при их помощи? На конференции большинство присутствующих говорили о необходимости создания специфического контента. Программы и телеканалы не смогут остаться такими как есть, по-мнению светил отечественного и зарубежного коммуникационного бизнеса. Иначе их никто не купит. Здесь позволю себе грустное отступление. Для нашего народа привыкшего к массе бесплатных каналов времена наступят сложные. Телевидение неумолимо становится платным, в свободном доступе останутся только пара-тройка федеральных каналов. А бизнес схема, при которой платит рекламодатель (как сейчас), не очень то устроит потребителей интерактивных сервисов. Сейчас уже есть услуга, когда после прослушивания 40 секундного рекламного объявления вы можете сделать бесплатный звонок длиной 20 секунд. Не желаете?
Вернемся к иным видам контента. Несмотря на революционные заявления, большинство программ останутся прежними. Будут меняться способы редактирования, нарезка передач с учетом меньшего времени постоянного просмотра. Появятся специфические интерактивные шоу. Но главные потребности человека в оперативной информации никто не отменял. Удивительный факт – это увеличение конкуренции не между каналами, а между программами. Зрителю безразлично на каком канале смотреть ту или иную передачу, главное какая она сама по себе. Но в то же время, сегодня бренд канала играет огромную роль. BBC и Discovery знают все, и имеют представление о «фирменных» программах. И уже готовы за них платить. По исследованиям в Южной Корее 53.7% предпочли смотреть кино, 28% - спорт, 24.3% - новости, 23.7% - музыку, 13.4% - образовательные программы. Никаких особых различий с обычным телевидением увидеть нельзя. Но технология молодая и, вероятно, пока просто не появилось специального вида контента, который бы заставил людей пересмотреть свои пристрастия.
И под занавес, как и обещал, об авторском праве и лицензировании вещания. Последнего, в сфере мобильного телевидения его нет. По крайней мере, у нас в России. Посмотрите, как выпутывается из этой ситуации компания «Мегафон», у которой есть такая услуга (за 19 долларов в месяц без НДС). Это не DMB, поток передается по GPRS каналу. На сайте под звездочкой дан юридический комментарий: «Название «Мобильное телевидение» является условным обозначением, здесь и далее услуга с этим названием не имеет отношения к телевизионному вещанию. Услуга предоставляется на основе передачи данных и телематических служб в соответствии с лицензиями Минсвязи РФ на предоставление услуг передачи данных и на предоставление услуг телематических служб». Иначе говоря, лицензию на право вещать от МПТР они не имеют, услуга регламентируется как передача данных. Когда же у нас появится соответствующее реалиям современного мира законодательство неизвестно, но даже сейчас его отсутствие серьезно тормозит этот рынок. С авторским правом ситуация проще. Понятие свободной лицензии, под которой готовы работать ряд артистов никто не отменял, а снятие денег за «платных» артистов может происходить автоматически со счета абонента.
Завтра неутомимо приближается. В очередной раз, остановив свой взгляд на голубом экране, подумайте - что вы хотите увидеть завтра? Возможно, это поможет тем новым Константинам Эрнстам и Рупертам Мэрдокам, которые будут работать для вас через пару лет, создать интересный и качественный продукт, коль нам все равно его смотреть. А может, вы просто подготовите себя к цифровой эре.
Андрей Рамин