Попытки улучшить акустические системы предпринимались со времён их возникновения. Новые технологии, инженерные решения, иные концепции создаются уже на протяжении 85 лет, но до сих пор фундаментальная наука, как таковая, мало касалась этой области. Возможно, это обусловлено отсутствием интереса у военных (раз не стреляет, значит не нужно) и больших корпораций (всё же изготовление колонок не самый прибыльный и объёмный бизнес), спонсирующих науку по крайней необходимости. Как бы то ни было, но принятые в своё время стандарты Hi-Fi были взяты производителями за основу, так как они полностью соответствуют представлениям о разрешающей способности человеческого слуха (воспроизводимый частотный диапазон и мера нелинейных искажений), и предпринимать какие-либо попытки дальнейшего улучшения - бессмысленно. Но, практическим следствием введения Hi-Fi стандартов, неожиданно оказалось появление категории Hi-End.
Любители и профессионалы постоянно пытаются создать акустику, которая звучит «так как надо», пусть и с попранием принятого положения о том что «человек большего и не услышит». Наверняка, читая журналы и интернет, вы встречались с постоянными спорами о звуке в среде аудиофилов и просто меломанов. «Эти колонки такие, а эти сякие» - никакой объективности. Согласитесь, это странно для уже давно устоявшейся науки. Представьте, как бы выглядел спор, что у равнобедренного треугольника, правое бедро всё же короче? Сегодня мы предлагаем вам взглянуть на акустику, как науку и её практическое применение, но с иной стороны.
Само слово «контрапертура» дословно означает противостоящие излучающие отверстия (от лат. apertura – отверстие). Понятие апертуры часто применяется в оптике, но в нашем случае, лучше понимать термин как «противостоящие источники звукового возбуждения». Такова архитектура колонок построенных по контрапертурному принципу. Два идентичных динамика соосно расположены друг против друга, и включены синфазно. То есть работают синхронно, без каких либо задержек, фазовых и частотных отличий. Казалось бы, разве подобная конструкция может правильно звучать, ведь динамики не смотрят на слушателя и мешают друг другу? Пора вспоминать физические основы.
Не следует понимать звук как колебательные потоки воздуха, распространяющиеся по комнате. Звуковая волна – это волна изменения давления. Вспомните круги на воде после попадания в неё капли. Сама вода никуда не течёт, она остаётся на месте, но по ней распространяются волны, которые и есть последствия вымещения объёма той самой капли. Причём это движение возвратно поступательное. Так и в воздухе, сами молекулы никуда не движутся, а только слегка смещаются, то навстречу друг другу, то наоборот, волнообразно меняя плотность среды.
При стандартной, привычной для нас конструкции колонок, зона разряженного/сжатого воздуха находится перед динамиком. Заметьте, не сам динамик является источником звука, а изменение концентрации молекул воздуха перед ним. У такого решения есть один значительный минус – так называемая «зона преобладания реактивной составляющей излучения», из-за большой длины низкочастотной волны по сравнению с размером излучателя и малой инертности воздуха. Из чего следует, что для полноценного прослушивания басов нужно находиться на некотором удалении от колонок, что порой невозможно. Поэтому, обычно мы слышим низкие частоты, отражённые от стен, в какой-то степени даже образованные там, что естественно, не сказывается положительно на субъективных ощущениях. Хотя объективно волна присутствует, правда, в несколько искажённом виде.
А что произойдет, если мы применим контрапертурный принцип? Давление создаётся в воздушном столбе между динамиками, и точка излучения находится также между ними. Создаётся, так называемый «монополь давления», точечный источник звука. И он не распределён частотно на изменчивом расстоянии от динамиков, а находится между ними, равномерно излучая во все стороны. Вот так просто решилась проблема «дальней зоны». Но появилась другая, которой, как покажет наше исследование, в общем-то, и нет.
Контрапертурная акустика создаёт звуковое давление, которое всегда физически представляет собою ненаправленный (скалярный) продукт, что часто пугает знатоков. «Как, же быть со стерео, да и отражения от стен комнаты умножатся в разы»,- говорят они. Первое, уж точно не может быть проблемой. В случае стереокомплекта мы имеем два монополя, а работу по преобразованию разностей двух каналов выполняет природа (принцип «Гюйгенса») и ваш мозг.
При включении двух каналов не образуется какой-то особой области давления, в которой расположились две точки. Всю работу по локализации источников выполняет наш слуховой аппарат, а уже задача звукорежиссёров «обмануть» уши, применяя смещение фаз, задержки и изменения отношения громкости, чтобы получить необходимые образы. А с отражениями ситуация ещё проще.
Дело в том, что направленные акустические системы ни в коей мере не свободны от проблемы отражённого звука, они точно также излучают волны во все стороны, но уже неравномерно. И в так называемой «VIP зоне», мы слышим нормальный сигнал, плюс сильно искажённый отражённый, но ослабленный. Впрочем, его ослабление, настолько незначительно, несмотря на все старания производителей, что особой роли не играет. В результате получается, что даже в не очень хорошей по акустическим параметрам комнате, колонки с круговой направленностью (или ненаправленные) смогут звучать заведомо лучше.
Другое дело, что они всё равно не будут звучать хорошо, так как этого им не позволит само помещение, создавая резонансы и другие неприятные эффекты из-за своих архитектурных, конструктивных или иных особенностей. Эта проблема все же лечится изменением параметров комнаты, и колонки здесь совсем не при чем. Кстати, контрапертурная акустика увеличивает «VIP зону», потому что слушателю не нужно напряжённо сидеть ровно в вершине треугольника созданного стереопарой, боясь услышать искаженные сигналы, пришедшие от стен.
Равномерное поле «чистого» звука шире, и критичность отражённых волн меньше, потому что хотя бы до стены они шли такие же, как и по направлению к вам, в отличие от колонок классической направленной конструкции. Но что удивительно, контрапертурный принцип позволяет избавиться от ещё одной напасти, которая присуща обычным системам, и раньше считалась практически неразрешимой.
Дело в том, что человеческое ухо особенно чувствительно к эффекту допплеровской интермодуляции. Данный термин, несмотря на свою формулировку, пугающую неподкованного в физике человека, означает довольно простой эффект: фазовые и частотные смещения или колебания звуковой волны из-за движения источника звука. Музыканты и звукорежиссёры знают его под названием «фленжер». А нам, можно просто прислушаться к проезжающей мимо машине или поезду, и отметить, каким образом меняется воспринимаемый звук, например, двигателя. Этот эффект хорошо знаком фанатам моделей летающих самолётов.
Когда вы стоите рядом с кругом, по которому летает модель, звук мотора постоянно преображается в зависимости от положения самолёта, но если вы стоите в центре, и сами крутите его, то звук для вас будет одинаков. А обостренную чувствительность человеческого уха к эффекту доплеровской интермодуляции можно объяснить реагированием на опасность в окружающей среде. Мы должны различать не только изменение громкости, тем более оно для расстояния в несколько метров будет не значительным (а вопрос жизни может решить и несколько сантиметров), но и что-то другое, ради моментальной реакции. Выходит, малейшее изменение звука источника моментально обрабатывается нашим мозгом. А теперь представьте себе динамик. Его мембрана очень быстро движется относительно вас. Взад и вперед. Следовательно, звук постоянно подвергается частотным и фазовым искажениям.
Между прочим, исход настолько нехорош, что происходит даже гармоническая расстройка ноты. Казалось бы, динамик движется на минимальные расстояния, и этот эффект должен быть незаметен. Но, к сожалению, человеческое ухо, как уже упоминалось выше, настолько чувствительно, что и малейшие изменения играют заметную роль.
Внимание, вопрос! Так каким же образом контрапертурная акустика может избавиться от этого эффекта, в ней же используются такие же двигающиеся динамики?
Любопытно, но решение этой проблемы лежало на поверхности. Доплеровская модуляция возникает, когда источник звука приближается или удаляется от слушателя, а в случае вертикальной (или горизонтальной) постановки мембрана динамика не совершает никаких перемещений относительно наших ушей. Также как и держащий в руке струну ведущую к авиамодели «пилот», как человек сидящий в поезде, самолёте или машине не слышит каких-либо изменений в звуке мотора. Источник звука относительно него находится на одном неизменном расстоянии. Дополнительно, два одинаковых, но противоположно направленных движения, компенсируют друг друга. Из этого вытекает и ещё один положительный эффект.
Слушать контрапертурную акустику более комфортно. Нашему мозгу не приходится постоянно обрабатывать поступающий звук, как звук, источником которого является движущийся взад-вперед объект (априорно - опасный по своей сути). Звучание становится, как нынче модно говорить «экологически чистым», сопоставимым со звуками живой природы. Конечно, это не снимает проблемы утомляемости от высокого уровня громкости, но уже не нагружает мозг дополнительной работой. Более того, наше сознание, в какой-то мере, отдыхает, при прослушивании натуральных звуков. Не зря у каждого второго (ну третьего точно) можно найти диски с названиями «Шум моря», «Вечерний лес» и т.п. Такие «композиции» позволяют людям расслабится, отдохнуть, почувствовать себя в безопасности.
А теперь, немного дёгтя в сладкую бочку, впрочем, не только контрапертурной акустике. Она может иметь недостатки, присущие всем другим системам. Неравномерность амплитудно-частотной характеристики динамиков, корпусные резонансы, несогласованность с усилителем и подобные. Но хотя бы несколько, и очень насущных проблем, решить с её помощью удастся. А дальше, уже дело за прогрессом, он на месте стоять не привык.
В довершение всего, немного практики заинтересовавшимся. Контрапертурную конструкцию можно создать и не прибегая к установке двух противоположно установленных динамиков (здесь требуется прецизионной точность инсталляции и полная идентичность оных). Менее эффективный, но всё же отражающий суть, способ, прост. Если вместо второго динамика, в середине контрапертурного промежутка поместить отражающую поверхность (достаточно жёсткую, не создающую дополнительных резонансов), то мы получим такой же эффект. Приведем пример испытанный автором этой статьи на обычных мультимедийных колонках, стоящих, как в большинстве домов и офисов, рядом с компьютером. Напольную систему для такого эксперимента брать не рекомендуем, габариты не позволят обойтись малыми силами.
Итак, колонки были поставлены на заднюю панель (их динамики смотрят в потолок), сверху на свободные места корпуса поставлены пачки сигарет, на которые аккуратно водружены пара книг. С тех самых пор, колонки так и стоят, производя на увидевших это сооружение людей неизгладимый эффект, и удивляет звуком, неожиданным для системы стоимостью в 30 долларов. Конечно, следует заметить, что в таком случае вам придётся подобрать расстояние от динамика до отражающей поверхности, наиболее соответствующее вашим условиям (размер динамика и т.п), а также, опыт не даст особых результатов если система будет иметь больше одного динамика, так как это уже подразумевает более сложную конструкцию.
И под занавес. Многие знают знаменитый коан из дзен: как звучит хлопок одной ладонью? Не правда ли, создаётся ощущение, что и классическая конструкция колонок реализует изначально логически невыполнимую задачу. И если тибетские философы таким образом тренируют разум, то мы, каждый в своём доме, просто слушаем хлопание одной ладони...
Андрей Рамин