СОВЕТЫ ПОЛЬЗОВАТЕЛЮ. НА ЗАМЕТКУ

Ликбез - современные музыкальные носители

Мир музыки поистине безбрежен. Вряд ли найдется человек, хотя бы изредка не слушающий музыку. Предпочтения тоже многообразны – от молодого поколения с наушниками  в ушах с электронной музыкой, до переполненных залов на симфонических концертах.

Несомненно, что лучше всего слушать музыку, как говорят «живьем». Здесь свою лепту вносят высококачественная современная профессиональная аппаратура или потрясающие акустические особенности консерваторских залов.

Тем не менее, практически в каждом доме найдется персональная фонотека. Мы хотим слушать музыку не только в залах, но и дома, да и вообще везде. Благо, технических средств более чем достаточно, на разный вкус и кошелек. Но особое значение имеет то, на чем эта музыка записана и как она записана.

Если попытаться окинуть взглядом всю территорию музыкальных носителей, то, несомненно, львиную долю займут записи в формате MP3 и на компакт-дисках в формате CD-DA. Справедливости ради, нужно сказать, что записи в формате MP3, в подавляющем своем большинстве – это бывшие CD-DA, известные еще как Audio CD. MP3 имеет огромное количество приверженцев в силу своей компактности, мобильности и достаточно удовлетворительного качества звучания. Основным его потребителем является молодое поколение, т.к. это формат легко приживается в мобильных телефонах и плеерах и легко передается по сетям Интернет или при помощи беспроводных технологий. Но ценители музыки относятся к нему не очень хорошо, он де убивает хороший звук.

Предвидя возражения, что MP3 вполне способен конкурировать с Audio CD, признаем, что МР3 записанный с битрейтом 256 kbps и более, подавляющее большинство слушателей будет неспособно отличить от оригинальной записи. Однако меломаны скажут, что наверняка найдутся сэмплы в любой композиции, где разница будет заметна, и не в пользу МР3, да и распространяются записи в МР3 в основном с гораздо более низким битрейтом.

Несколько особняком и со своим взглядом на кодирование музыки стоит плеер iPod от известного компьютерного гиганта Apple. Музыка для этого плеера распространяется в основном через Интернет, либо конвертируется из других форматов с помощью специальной программы iTunes в специально разработанный компанией формат AAC (Advanced Audio Coding), который имеет преимущество перед МР3.

Для ценителей мобильности и хорошей музыки компанией Apple выпущено устройство iPod Hi-Fi, представляющую собой активную акустическую стереосистему со специальным портом для компактного устройства. Можно отметить, что многие производители Hi-Fi техники (в том числе и очень именитые) наладили выпуск подобных устройств, которые получили название док-станций iPod.

Однако все это, практически не удостаивается внимания закоренелых меломанов и аудиофилов. Здесь требования к качеству музыки существенно выше, следовательно, и носители используются иные.

Самым распространенным обиталищем музыки на сегодня является уже упоминавшийся Audio CD, или по иному CD-DA (Compact Disk - Digital Audio). Он появился в 1979 году благодаря усилиям компаний Sony и Philips. В этом формате применяется безкомпрессионный метод кодирования PCM (импульсно-кодовая модуляция) разрядностью в 16 бит с частотой 44100 Гц на двух дорожках (стерео). Появление Audo CD буквально за несколько лет убило выпуск виниловых пластинок, чего не могут ему простить большое количество ценителей музыки.

Виниловый диск, или как говорят - формат LP и по сей день остается самым натуральным и естественным источником звука. Но т.к. производство проигрывателей – «вертушек» и самих пластинок перестало быть массовым, то и цена на такую продукцию стала доступной очень небольшому кругу аудиофилов.

В адрес Audio CD было сказано много чего, от хвалебного, до абсолютно отрицательного. Но одно утверждение неоспоримо. Качество диска напрямую зависит от качества студийной записи и последующего мастеринга. Если все это сделано достойно, то Audio CD  с помощью хорошей Hi-Fi аппаратуры способен выдать вполне впечатляющий звук, который удовлетворит очень и очень многих меломанов. А наличие техники класса Hi-End для воспроизведения CD, говорит о признании формата и искушенными аудиофилами.

Однако время идет, и требования к звуку также растут. Слушатель желает еще более высокого качества и еще большей детализации звуковой картины. И на звуковой подиум выходят новые фигуры.

Дальнейшим совершенствованием Audio CD стал формат Super Audio CD или SACD. Его разработали все те же Sony и Philips. Физическим носителем остался собственно сам компакт-диск CD. А вот метод кодирования был применен совершенно иной - технология прямого цифрового потока DSD (Direct Stream Digital). Этот метод использует однобитную дискретизацию, но на огромной частоте в 2 822,4 кГц. Такой подход позволяет почти в точности повторить аналоговый сигнал, коим изначально и является звук.

Теоретически, диапазон воспроизводимых частот может быть от 2 Гц до 100 кГц! Зачем такая избыточность? Ведь человеческое ухо не может слышать более 18 кГц (в среднем). Это верно. Но вспомните математику и физику – сложный аналоговый сигнал состоит из совокупности простейших гармоник и раскладывать такой сигнал на гармоники можно до бесконечности. Да, мы не слышим верхние гармоники, но именно они отвечают за достоверность деталей исходного сигнала, который мы прекрасно слышим. Поэтому, чем более широким является воспроизводимый диапазон, тем более естественным и детализованным мы воспринимаем звук. Таким образом, разработчики SACD обратили на данную особенность человеческого слуха пристальное внимание.

Кроме того, диски формата SACD могут содержать не два канала, а уже шесть, что делает их пригодными к записи многоканального HD Audio. Поначалу SACD использовался только в профессиональной сфере, но сейчас появляется все больше бытовых Hi-Fi устройств, поддерживающих этот формат.

Зачастую можно услышать – у меня есть диск SACD и Audio CD с такой же записью, но я не чувствую разницы! А дело вот в чем. Большинство SACD дисков являются двухслойными – на верхнем слое записывается содержимое диска в формате PCM стерео, т.е. делается обычный Audio CD, а вот на нижнем слое записывается содержимое методом DSD, т.е. собственно SACD. Такое решение применено для полной совместимости диска на любой аппаратуре. Человек ставит диск SACD на свой CD проигрыватель и слышит… обычный Audio CD. Аппаратура должна поддерживать именно SACD, причем переключаться на второй слой. Ну и естественно, все остальные аудиокомпоненты также должны обеспечить звуковые возможности, заложенные в SACD. При воспроизведении, например на компьютерной акустике, пусть  даже и хорошей, вы действительно можете не почувствовать разницу.

Еще одним представителем качественного звука является DVD-Audio. Когда появился DVD для видео, то не воспользоваться столь емким (по тем временам) носителем для звука, было грех. Уже в 1998 году вся спецификация DVD-Audio была готова. В качестве кодека применен все тот же линейный РСМ (LPCM). Однако частота дискретизации применяется от 44,1 кГц и выше, да и разрядность может быть уже до 24 бит.

Данная таблица наглядно показывает возможности:




Зеленым цветом отмечены возможности Audio CD.

Вроде бы все хорошо, звучание и канальность гораздо выше, чем у обычного компакт-диска. Но высококачественный звук в формате 192 кГц 24 бита возможен только в режиме стерео. Дело в том, что сочетание физических особенностей DVD и кодека LPCM не могут обеспечить отдачу цифрового потока более чем 9,6 Mb/s. А потребности многоканального HD Audio лежат выше. Такие ограничения весьма отрицательно повлияли на распространенность формата DVD-Audio.

Тогда за дело взялась компания Meridian Audio, которая понимала, что здесь скрыты гораздо более высокие возможности. Результатом её усилий явилось создание технологии кодирования MLP (Meridian Lossless Packing) или PPCM (Packed PCM). Этот кодек позволил избавиться от красных «минусов» в таблице возможностей DVD-Audio и записывать на диск многоканальный звук с качеством 192 кГц 24 бит.Поэтому можно встретить диски, записанные в «старом» LPCM и более прогрессивном MLP. Иногда из-за этого возникают недоразумения. Человек покупает DVD-Audio, ставит его на свой транспорт, поддерживающий такие диски, подключенный к весьма недешевому ресиверу и слышит… шум и ничего более! Увы, но не все, даже именитые ресиверы могут понять поток, кодированный MLP. Поэтому, приобретая DVD-Audio, будьте внимательны, на упаковке обозначен кодек. Ресиверы, поддерживающие MLP, естественно поддерживают и LPCM. В этом случае можно не опасаться несовместимости.

Какому формату отдать предпочтение? Это дело субъективное, решается индивидуально. Единственно, что хочу отметить – диски SACD имеют довольно несложную, но эффективную систему защиты от копирования, которую до сих пор никто не поборол. В Интернете можно встретить копии и DVD-audio и SACD. Но в первом случае это точная копия, а во втором – это перекодированный SACD другими кодеками.

Геннадий Селин




Оставить комментарий

Всего комментариев 1

Александр, alh1953@mail.ru
13 июля 2010, 01:41
Хорошая статья. Можно было бы привлечь параметр -динамический диапазон, обьясняющий мотивацию изменений
стандартов в погоне за качеством.





Главная страница > Hi-Fi потребитель > Советы пользователю > На заметку > Ликбез - современные музыкальные носители