СОВЕТЫ ПОЛЬЗОВАТЕЛЮ. АКУСТИКА
Классическая акустика: назад, в восьмидесятые?
До недавнего времени ценители высокого качества звука, как правило, периодически меняли свои старые модели аппаратуры на более новые. Однако, несколько лет тому назад в этой, казалось бы, отлаженной машине потребления произошел сбой. Все чаще в Интернете появляются объявления о покупке старых акустических систем, причем за очень хорошие деньги. Крупные фирмы тоже не стоят в стороне от новой тенденции и наперебой предлагают новые модели акустики, сделанные по образцу лучших колонок прошлых лет. Что это – быстротечная мода или же глубинные сдвиги в концепциях высококачественного воспроизведения звука? Попробуем в этом разобраться.
Акустика – одна из самых древних инженерных наук. О том, как сделать в помещении систему резонаторов, чтобы усиливать звук, люди знали еще несколько тысяч лет тому назад. Войдите в любой старинный храм и обратите внимание, как усиливаются произносимые в его стенах слова. Здания многих известных театров и концертных залов были построены в те годы, когда никаких электронных усилителей еще не было. Тем не менее, звуки, произносимые со сцены, хорошо слышны в любом углу зрительного зала. Достигалось это тоже благодаря грамотному проектированию зданий и использованию резонаторов. И, обратите внимание, что до сих пор все эти резонаторы так и не заменили на электронные устройства. Потому что звук тогда станет другим, менее естественным.
Мощнее – не значит громчеСейчас вполне нормальной считается ситуация, когда компьютерные колонки с мощностью 10 Вт пригодны разве что для озвучивания пространства в непосредственной близости от компьютера. Для «раскачивания» современных колонок высокого класса, чтобы они звучали более-менее прилично, нужен усилитель с выходной мощностью порядка 100 Вт. Однако так было не всегда.
Всего четверть века тому назад радиоприемник с выходной мощностью 0,1 Вт громко звучал на всю комнату. Электрофон (напомним, что так называлось популярное когда-то устройство, объединявшее в одном корпусе «вертушку», усилитель, а иногда и акустические системы) с выходной мощностью 1,5 Вт был способен озвучить всю квартиру. Выходная мощность 10 Вт считалась неприлично большой. Обладатель столь мощной аппаратуры мог ставить колонки около окна и устраивать танцы во дворе. Что же произошло с определением столь объективного показателя, как мощность?
Во-первых, в рекламных проспектах указывают просто слово «мощность», обычно не разъясняя, о какой мощности идет речь – номинальной или максимальной (о понятиях выходной и подводимой мощности мы поговорим чуть позже). Номинальная мощность – это мощность, при которой коэффициент нелинейных искажений не превышает величины, когда искажения уже, что называется, «режут слух». Обычно за такой порог принимают коэффициент нелинейных искажений 10%. Максимальная мощность – это значение мощности, при долговременном превышении которого устройство может выйти из строя. О качестве звука, даже о разборчивости, здесь уже речи не идет.
С конца 80-х годов производители из маркетинговых соображений стали указывать не номинальную, а максимальную мощность. Прямой зависимости между этими двумя параметрами нет, тем не менее, для большинства акустических систем максимальная мощность примерно в 2 раза больше номинальной. В 90-е годы малоизвестные производители из Юго-Восточной Азии стали указывать пиковое значение мощности, которое может быть достигнуто только в очень короткий промежуток времени. При этом получались вообще фантастические показатели – счет шел на киловатты. К счастью, серьезные бренды этот почин не подхватили.
Во-вторых, для пассивных акустических систем указывают подводимую к устройству мощность, для активной акустики, готовых комплектов и функционально законченных устройств – выходную мощность усилителя. Однако, громкость определяется не только мощностью, которую вы подвели к колонке, но и ее чувствительностью. Чем выше чувствительность, тем большее звуковое давление, то есть тем большую громкость вы получите от акустической системы. Так вот, современные акустические системы, как правило, обладают меньшей чувствительностью, чем их предшественники, выпущенные много лет тому назад.
Прошлое и настоящееВ не столь уж далеком прошлом труд разработчика акустических систем был гораздо тяжелее, чем сейчас. Усилители были менее мощными. В динамиках использовались гораздо более слабые магниты. Приходилось создавать конструкцию корпуса, обеспечивающую максимально высокую чувствительность, а также равномерную амплитудно-частотную характеристику. К 80-м годам сложилось два основных варианта конструкции акустической системы. В обоих вариантах корпус имел прямоугольную форму и был выполнен из ДСП (по мнению ряда специалистов, с точки зрения акустики этот материал лучше, чем новомодный МДФ). Один из вариантов предусматривал наличие акустического лабиринта и фазоинвертора. В другом варианте фазоинвертора не было, а звуковые волны, создаваемые тыльными сторонами диффузоров динамиков, поглощались специальным материалом, которым изнутри был выложен корпус колонки. Можно сказать, что эти варианты являются классическими.
При всей своей кажущейся простоте, акустические системы классической конструкции требуют много времени на разработку, в том числе и для испытаний опытных образцов. Для их сборки и настройки требуется высококвалифицированный персонал.
В 90-е годы разработчикам стали доступны значительно более сильные магниты, чем раньше. Появилась возможность закладывать в конструкцию динамиков запас по мощности. Проще говоря, если у акустической системы недостаточно высокая чувствительность в области низких частот, то можно просто поднять их уровень на стадии усиления. Раньше такой фокус просто бы не прошел – возникли бы ограничения, воспринимаемые на слух, как щелчки. Новая элементная база позволила значительно поднять выходную мощность усилителей. И о высокой чувствительности, казалось бы, вообще можно было не заботиться.
Разработчики стали соревноваться между собой в оригинальности форм акустических систем, а также в добавлении всевозможных «примочек», польза от которых неочевидна. По времени эта гонка совпала с надуванием пузыря фондового рынка. Подобное совпадение не является случайным: компании стали уделять интересам инвесторов больше внимания, чем интересам потребителей.
Конечно, до поры до времени можно привлекать интерес покупателя необычным дизайном или, скажем, броским названием материала, из которого сделаны некоторые элементы корпуса. Однако, когда-нибудь пользователям захочется прогресса и в качестве звука тоже.
Классический подход, новые технологииКогда в прошлом конструкторы колонок «вытягивали» характеристики за счет более продуманной с точки зрения акустики конструкции, это был естественный путь, опирающийся на законы природы. Современный же подход подразумевает искусственные приемы. Не хватает громкости – поддадим мощность. Не хватает басов – а где у нас тут кнопочка супер-пупер экстра баса? Все должно быть сочно, ярко, чтобы привлечь внимание широкой публики… Но, в конечном счете, мы имеем дело всего лишь с имитацией сложных процессов, происходящих в грамотно спроектированной акустической системе. И, как все искусственное, когда-нибудь это надоедает. Вот почему сейчас так гоняются люди за старыми колонками, в том числе и советского производства – их звучание подкупает естественностью.
Тем не менее, прогресс неумолим. А что если выпустить акустические системы, у которых классическая конструкция, но современные динамики с хорошими магнитами? В итоге получатся колонки, которые звучат так же тепло и естественно, как старые модели, но при этом обладают более широким динамическим диапазоном. Именно по этому пути сейчас идут многие известные бренды.
Алексей Васильев
Всего комментариев 9