СОВЕТЫ ПОЛЬЗОВАТЕЛЮ. ТЕЛЕВИЗОРЫ

Что такое Full HD

На заре появления телевидения высокой четкости все было и сложнее, и проще. Сложнее - потому что аналоговыми методами получить такое изображение было значительно тяжелее, чем цифровыми. А проще - потому что речь тогда шла о единственном формате ТВЧ с разложением картинки на 1080 строк.

С цифровым телевидением высокой четкости все обстоит несколько иначе. Тут и разложение кадра в 720 и 1080 строк, и наличие прогрессивной развертки наряду с привычной чересстрочной (литеры "p" - progressive и "i" - interlace  соответственно), и совершенно новая "киношная" развертка в 24 кадра в секунду. Дело осложняется еще и тем, что разрешения матриц жидкокристаллических и плазменных телевизоров принимают целый ряд промежуточных значений. Так, ширина экрана в пикселях может составлять 800, 1024, 1280, 1336, 1440 и 1920. Все это еще больше запутывает потребителя.

ВИДЫ HD

Говоря о видео высокой четкости, в первую очередь подразумевают впятеро увеличенную детализацию картинки. Обеспечивается она тем, что количество точек, из которых состоит кадр, многократно увеличено. Если брать во внимание только разрешение, то видео высокой четкости (HD) это два основных формата: 1280х720 и 1920х1080. Соотношение сторон в обоих случаях равно 16:9, в отличие от соотношения 4:3, принятого в видео стандартной четкости (SD). На схеме видно, как соотносятся площади экранов при одинаковом угловом размере отдельных пикселей. Именно площади экранов, а не разрешений - дело в том, что пиксели в SD не квадратные, как в HD, а слегка растянуты по ширине. Учитывая соотношение сторон 4:3 и количество строк разложения кадра - 576, при квадратном пикселе строка должна была содержать 768 точек, а не 720.

Разрешение.
Изображение в стандартной четкости состоит из 720х576=414720 отдельных точек. Для формата высокой четкости HD720 количество точек возрастает уже до 1280х720=921600 (что в 2,2 раза больше, чем в SD), а для HD1080 это количество достигает уже 1920х1080=2073600 или двух мегапикселей (что уже впятеро больше стандартной четкости). В маркетинговом угаре, некоторые производители пишут на своих телевизорах о 6 мегапикселях, но это, конечно, не совсем корректно. Речь здесь, скорее всего, идет о 6 миллионах субпикселей, ведь каждый цветной пиксель состоит из трех субпикселей базовых цветов - красного, зеленого и синего.

Развертка.
Кроме привычной по видео стандартной четкости чересстрочной развертки, видео высокой четкости дает возможность использовать еще и развертку прогрессивную. В прогрессивной развертке кадр выводится на экран сразу, а не последовательно нечетными и четными строками.

Прогрессивная развертка лишена таких недостатков как

Обозначаются эти режимы латинскими буквами p и i. Так, 1080i обозначает HD сигнал 1920х1080 с чересстрочной разверткой, а 1080p - тот же сигнал, но уже с разверткой прогрессивной.

Частота кадров.
Чересстрочная развертка поддерживает такие частоты кадров как 25, 29.97 и 30 в секунду. Прогрессивная, кроме указанных, может поддерживать еще и удвоенные частоты кадров - 50, 59.94, 60 (где поля по сути заменяются полными кадрами, что добавляет преимущество плавности движений чересстрочной развертки к стабильности кадра развертки прогрессивной) и принятые в кино 24 кадра в секунду.

Таким образом, обозначение HD720/24p можно расшифровать как кадр разрешения 1280х720 пикселей с прогрессивной разверткой 24 кадра в секунду, а HD1080/29.97i - кадр 1920х1080 с чересстрочной разверткой 29.97 кадров (или 59.94 полей) в секунду. Иногда можно встретить и такие обозначения указанных выше примеров, как HD1280x720@24p и HD1920x1080@29.97i соответственно.

Не стоит только путать частоту кадров с рекламными надписями на телевизорах "развертка 100 Гц" (или даже 480). Здесь речь идет о демонстрации разных кадров, а в повышенных частотах разверток одни и те же кадры показываются по нескольку раз. В кино, например, для уменьшения мерцания каждый кадр демонстрировался дважды (48 Гц), но в секунду демонстрировалось именно 24 разных кадра. Так, в ЖК телевизоре с PAL источником, поля сменяют друг друга с частотой 50 в секунду (25 кадров в секунду), и повышение частоты развертки вдвое (до 100 Гц, вставкой черного поля) позволяет уменьшить время полного включения-отключения жидкокристаллической ячейки, что улучшает отображение быстро движущихся объектов.

ПРЕИМУЩЕСТВА HD

Цифры цифрами, а увидеть "переход количества в качество" нужно своими глазами. При качественном источнике сигнала, на панелях, поддерживающих Full HD, преимущества видео высокой четкости более чем очевидны. Каким же образом достигается такое превосходство?

Прежде всего, дает себя знать впятеро лучшая детализация, обеспечиваемая большим количеством точек, составляющих изображение. Кадр содержит больше информации, более подробно проработаны мелкие детали, которые не сливаются теперь в сплошной фон. Лучше прорабатывается и фактура материалов. Становятся различимы прожилки листвы, отдельные травинки, волоски меха, рисунки морозных узоров. Все это придает большую реалистичность итоговому изображению.

При увеличении размера экрана преимущества высокой четкости становятся еще очевиднее. На приведенных фрагментах (первая пара) видно, как "замыливается" картинка стандартной четкости при увеличении ее до размеров Full HD. Вторая пара фрагментов дает представление о том, как выглядит SD-сигнал на экране разрешения 1920х1080 и экране с "родным" разрешением (например, 640х480 для NTSC или, с небольшой натяжкой, 800х600 для PAL). Этот пример наглядно демонстрирует, что качественная интерполяция (на рисунке - бикубическая) даст на большом экране картинку более приятную на глаз, чем простое увеличение размеров пикселей даже в "родном" разрешении. На практике вряд ли можно встретить экран с диагональю порядка метра с разрешением 720х576, такой эффект можно получить если слишком близко расположить к себе небольшой экран разрешения SD. По этой же причине, размер HD-экрана может быть вдвое больше чем в случае SD при сопоставимом качестве картинки и расстоянии до зрителя.

Full HD

Поддержка всех форматов видео высокой четкости и есть Full HD ("полное" HD). Всех - это значит вплоть до максимального формата 1920х1080. И если матрица, входящая в состав телевизора или панели, имеет разрешение 1280, 1336 или 1440 по ширине, то говорить о Full HD в таком случае не приходится. Да, такие матрицы позволяют отображать "честное" HD720, но максимум, на что можно рассчитывать в таком случае, это HD-Ready ("готов к отображению" HD). Отличия моделей без маркировки и с маркировками HD-Ready и Full HD вкратце заключаются в следующем:

Обычно телевизоры с поддержкой Full HD комплектуются более мощными и современными видеопроцессорами, что позволяет им интерполировать с высоким качеством не только HD720, но даже и SD. Если в первом случае требуется только 1,5-кратное линейное увеличение, то SD-HD1080 требует увеличения уже в 2,7 крат, а чем более высокий коэффициент необходим для увеличения, тем заметнее "замыливание" картинки. И тем больше усилий необходимо приложить для решения этой проблемы, с чем мощные процессоры справляются, конечно, более качественно. Кроме того, телевизоры класса Full HD принадлежат обычно к верхнему ценовому диапазону, поэтому производители стараются комплектовать их своими лучшими матрицами.

Арсен Газимагомедов




Оставить комментарий

Всего комментариев 82

AZARAEL
22 августа 2010, 21:24
Ну, теперь то понятно что за HD, спасибо за информацию.
Sin
01 сентября 2010, 13:46
Спасибо за информацию!
domer
06 сентября 2010, 13:05
спасибо за предоставленную информацию теперь знаю что такое Full HD
gribok
10 октября 2010, 23:48
Спасибо,просветили!!! всё написано на доступном языке))
Lena
12 октября 2010, 07:39
Огромное спасибо, всё поняла и уже выбрала, благодаря Вашей информации телик
Алексей
03 ноября 2010, 10:34
спасибо!!!
Sergik
14 ноября 2010, 13:20
Спасибо за обобщенную информацию!
ЛЁХА АБРАМ ГОРНЫЙ
21 ноября 2010, 23:41
Да, это круто!
моль
04 декабря 2010, 21:08
спасибо за разъяснение, просветили!!!!!!!!!!!!!!
монтер
09 декабря 2010, 14:29
Спасибо за инфу!!!Теперь телик выберу правильно.
Пабло
09 декабря 2010, 14:45
Спасибо,доступно,понятно.
Gridervik
10 декабря 2010, 06:33
Отличная статья, всё по теме умно и беззанудства. Спасибо!!!
evgen027
12 декабря 2010, 00:25
хотел понять чем отkичается HD ready jn Full HD, статья помогла.Спасибо!
Снумснумрик
16 декабря 2010, 00:48
Данке шон за просвет. А то притаранил из лабаза монитор, а он с Full HD оказался...( Теперь отлегло, что это не так страшно.))
otec
21 декабря 2010, 21:12
классное,профессиональное разъяснение,СПОСИБО!
Molodoy
23 декабря 2010, 11:06
СПС, очень интересная статья!!! Все развернуто но не нудно!
Александр
03 января 2011, 15:08
ОЧЕНЬ понятно, Спасибо!
volodya
09 января 2011, 12:20
хорошая статья. автору огромное спасибо.
Slava 787
10 января 2011, 10:10
Спасибо за информацию,помогла в выборе видеокамеры !
arina
12 января 2011, 03:51
Спасибо за информацию!
ВК
24 января 2011, 22:07
Спасибо,Арсен!
Lisa
01 февраля 2011, 19:02
Всё понятно без вопросов!
cfysx
04 февраля 2011, 00:19
спасибо арсен
Михалыч
21 февраля 2011, 09:19
Спасибо! Побежал покупать телек с понятием что покупаю.
Макс
10 марта 2011, 16:41
Спасибо, всё понятно!
valerman
27 марта 2011, 15:49
Спасибо,большое!
Виктор
06 апреля 2011, 09:35
спасибо за предоставленную информацию теперь знаю что такое Full HD
Самара
06 апреля 2011, 20:26
Присоединяюсь к всеобщему СПАСИБО!
Светлана
14 апреля 2011, 11:02
Огромное спасибо за статью. Суперпомощь для непосвященных.
РАШАД
18 апреля 2011, 18:18
спасибо за разъяснение!
андрей
20 апреля 2011, 23:59
Огромное спасибо.
Любовь
28 апреля 2011, 10:55
ПРЕКРАСНОЕ ОПИСАНИЕ!!!
Орел Сергей
19 мая 2011, 09:20
Спасибо!Все понятно,а то в магазинах консультанты бывает такую чушь несут
Оввалыч
11 июля 2011, 09:51
спасибо.всё понятно и полезно при выборе а то уже голова кругом идёт
Ирина Вид
21 декабря 2011, 12:16
Спасибо, вроде пока читаешь все понятно, хочу купить ТВ. С кем бы пойти в магазин? Одна не потяну! Возраст понимаете ли! Добрые люди, а добрые люди, помогите!
asetr
06 февраля 2012, 18:00
спасибо очень профессиональная, хорошая статья, все предельно ясно)))))
бабулька
16 февраля 2012, 10:15
хоть начала ориентироватся
Жорик
22 мая 2012, 22:46
Не каждый позволит себе купить такой телевизор, чтобы смотреть съемки операторов в FullHD, особенно в деревнях и небольших городах, это раз. Потом, не каждый будет дотошно смотреть, есть ли прожилки на листиках или нет - ему главное сюжет, а не точка на крыле у пчелки, это два.
Jurbas
29 июня 2012, 14:51
Да,Арсен,спасибо.Маленько растолковал что к чему.А то каша какая-то в голове с этим HD.
гром.
30 июня 2012, 17:30
Тема сама по себе интересна! Даже очень! Сегодня держал камеру ФУЛЛ эш ди в руках,и не много снимал.Бюджетные камеры высокого разрешения пока своего громкого названия не оправдывают...Блю Рай на дисках ,для меня пока верх прогресса для домашнего видио.А комкодеры FULL HD-пусть подтянутся до четкости фиолетогого лазера!
Гром
30 июня 2012, 17:41
Звук записываемый Full HD видеокамерами просто восхитил мои органы слуха! Видео еще очень бюджетно к сожалению.Эмоции сдержанны от картинки!
gapzzz@mail.ru
08 июля 2012, 12:48
спасибо,хороший ликбез
Александр
26 сентября 2012, 21:34
Очень актуально и полезно!!Благодарю)
Анатолий
17 октября 2012, 22:25
спасибо!!!
SSB
30 октября 2012, 19:35
Понятно, но не очень... А если, например, частота кадров при всей "чёткости" 5к/с и битрейт 0,5Mb/sec (что означает, что видео пережато и картинка "так себе"), то это всё равно будет Full HD? Такое отстойное качество и Full HD? Нет, этот термин всё же скорее маркетинговый, т.к. не заданы другие характеристики, кроме размеров матрицы/экрана в точках.

Жорику (от 22.05.2012): Full HD - это изображение ВСЕГО в 2Mpix... У вас в телефоне, наверное, фотик может лучше кадр выдать, не такое уж Full HD сверхъестественное явление. Скорее - НОРМА.
Alex
13 ноября 2012, 10:17
Спасибо большое! Помогла статья!
Юрий
28 ноября 2012, 00:31
Спасибо все понятно
LudNika
28 ноября 2012, 15:25
Спасибо за ликбез!!!
Саня
04 декабря 2012, 16:11
Спасибо за полезную информацию.
cccccc
22 декабря 2012, 09:46
если телевизор без маркировки, то даже наличие матрицы от 1280 пикселей по ширине и выше не гарантирует, что на таком телевизоре можно будет смотреть телевидение высокой четкости. Скорее всего, такой телевизор предназначен для отображения SD-сигнала, интерполируя сигнал стандартной четкости "вверх" - с увеличением стандартного разрешения SD до физического разрешения матрицы;

маркировка HD-Ready означает, что на телевизоре можно просматривать видео как стандартной четкости, так и высокой. SD сигнал будет интерполироваться "вверх", HD720 сигнал - отображаться "как есть" или интерполироваться "вверх" (зависит от физического разрешения матрицы - 1280х720 или выше), а HD1080 - интерполироваться "вниз", уменьшая разрешение сигнала 1080 до физического разрешения матрицы;

маркировка Full-HD говорит о том, что телевизор способен отображать любые сигналы - как SD, так и HD. HD1080
Alex
22 декабря 2012, 11:47
спасибо
Karina
24 декабря 2012, 17:03
Всё понятно ) спасибо вам
Дарья
03 января 2013, 17:49
Спасибо большое! Наконец- то я узнала, что такое Full HD! Спасибо! Всех с Новым годом!
Serg
08 января 2013, 15:26
Большое Спасибо!!!
владимир
30 января 2013, 15:37
Теперь я понял чем отличаются HD от Full HD Моя камера оказывается снимает в HD
Андрей
07 марта 2013, 20:55
Большое спасибо!!!!
Николай Дмитриевич
10 апреля 2013, 15:00
Содержательная , актуальная статья. Спасибо.
Славик
24 мая 2013, 01:02
Отлично!
Игорь
29 мая 2013, 13:08
Здесь так же нужно понимать, что любительская HD камера по качеству картинки и даже по четкости все равно никогда не превзойдет профессиональную телекамеру формата SD, имеющую хотя и меньшее разрешение, но полноформатный сенсор.
Arctic
03 июня 2013, 19:58
Спасибо !
Сакен
29 июня 2013, 10:38
Спасибо!!! Реально-толковая,статья!!! Все как по-полочкам
об-тель
30 июня 2013, 21:28
очень спасибо.
Камил Шуаев
07 июля 2013, 09:31
Спасибо большое!!! Везде бы и все бы вот так вот: чётко, ясно и вразумительно!!!
оксана
14 июля 2013, 22:44
як підключити антену
cpavel4@yandex.ru
17 июля 2013, 12:21
Спасибо за информацию, скажите PPI это ведь пиксель на дюйм? Я так понимал что разрешение это и есть количество пикселей, но почему то для одинакового разрешения, есть разное значение PPI...
DreMeR
15 августа 2013, 16:53
Спасибо
Александер
21 августа 2013, 07:53
Спасибо доступно и обстоятельно.
WorldPicker-_-
29 ноября 2013, 18:13
недавно кули телик с 3D и Full HD и мы удивились что такое ВЫСОКОЕ качество))) Этот сайт дает понять не только что такое Full HD но и для каких размеров оно подходит вообще жаль что тут нельзя ставить подписки я бы поставил Респект изобретателям LG(FullHD) )))
Алекс
13 декабря 2013, 19:11
Спасибо, автор!!! Получил ответ на мой вопрос.
Алексей
21 декабря 2013, 23:14
спасибо за предоставленную информацию
оник
18 января 2014, 22:49
Спасибо за грамотное объяснение
Настя
22 января 2014, 15:15
спасибо!!! очень полезная информация)
ElRaton
28 января 2014, 09:39
Благодарствую.
Dmk-83
09 февраля 2014, 16:04
Благодарю, я получил необходимую информацию.
Макс
17 февраля 2014, 16:53
Отличная статья, спасибо)
Иван
16 марта 2014, 15:43
Конечно, спасибо! Но баба-яга против: нет расшифровки HD. Вроде бы первая буква должна означать "хай", а вторая толи "диджитал", толи что-то ещё. Ну очччень любопытно...
Meri
20 марта 2014, 11:31
Спасибо за инфу,все ясно и понятно.я теперь почти профи.
Валерий
20 марта 2014, 12:04
Спасибо за информацию
владимир
26 марта 2014, 04:33
У меня SONY KDL-42W653C с маркировкой Х-Reality PRO. Картинка впечатляет, но как я понял из статьи это всё же не Full HD ?
Сергей
31 марта 2014, 13:14
«HD» это аббревиатура технологии видео «Высокого Разрешения» (High Definition)
Виктор Викторович
06 мая 2014, 11:07
Большое спасибо за Вашу статью!!!
Андрей
30 июня 2014, 00:08
Уважаемые посетители! Кроме соотношения сторон и количества кадров в секунду, сигнал высокой четкости обладает и другими параметрами. Например, Скорость потока (или битрейд/т). Современные бытовые камеры (мыльницы) способны выдать картинку со Скоростью потока не более 40 Mb/sec; в то время как высокая чёткость обеспечивается битредом 80Mb/sec и более. Full HD это действительно маркетинговый термин.