СОВЕТЫ ПОЛЬЗОВАТЕЛЮ. НА ЗАМЕТКУ

Объемное видео


Увеличить фото
Переход от обычного видео к видео высокой четкости, конечно, позволяет улучшить реалистичность картинки. Однако, это скорее эволюционные, чем революционные изменения. И теперь на повестке дня становится добавление картинке объема. Сама по себе идея стереоскопического телевидения не нова, но только сейчас появились технические предпосылки для его широкого внедрения.

Об этом говорит хотя бы тот факт, что в 2008 году Американское общество инженеров кино и телевидения (SMPTE) учредило рабочую группу 3-D Home Display Formats Task Force, основной задачей которой станет разработка стандартов трехмерного телевидения. А в Японии уже начато регулярное стереоскопическое телевизионное вещание.

Для создания объема нужно снимать объект двумя камерами, разнесенными в пространстве, и потом раздельно показывать изображения для правого и левого глаза. При этом желательно, чтобы при помощи одного и того же устройства объемное изображение могли одновременно смотреть несколько пользователей, и, к тому же, такой просмотр должен быть максимально комфортным.

Объемная картинка без очков

Всем хорошо известны открытки с эффектом объемного изображения. Картинка на них состоит из тонких вертикальных полосок, в которых чередуются изображения для левого и правого глаз. Поверх открытки нанесен слой прозрачной пластмассы, состоящий из большого числа вертикальных призм, по одной на каждые две полоски. При определенном положении зрителя каждый глаз видит картинку, предназначенную только для него. Никакие специальные очки для создания эффекта объема не требуются. Недостатком является то, что просмотр изображения требует от зрителя занять определенное положение в пространстве, иначе картинка не только станет плоской, но и распадется на отдельные полоски.

Тем не менее, на таком принципе уже серийно выпускают стереоскопические дисплеи. Призмы в них заменены системой микролинз, что несколько расширяет зону, в пределах которой наблюдается стереоскопический эффект, но не устраняет полностью основной недостаток данной технологии. Другой проблемой является то, что количество пикселей в строке сокращается в два раза по сравнению с собственным разрешением матрицы дисплея. Впрочем, если матрица имеет разрешение Full HD, то мы получаем 960 пикселей по вертикали и 1080 пикселей по горизонтали – вполне приемлемое разрешение. Производят такие дисплеи компании LG, Samsung и ряд других. Используются подобные устройства в основном для демонстрации рекламы.

Быстрое чередование

Другой подход заключается в попеременном показе на дисплее изображения то для правого, то для левого глаза. Зритель одевает очки, в которых перекрывается световой поток то для одного, то для другого глаза, причем процесс должен быть синхронизирован с чередованием картинок на дисплее. Если это делается быстро, то для зрителя чередование незаметно. Основное требование, которое предъявляется к такому дисплею – высокое быстродействие. Частота кадровой развертки может достигать 100 - 120 Гц. Первым бытовым телевизором с возможностью просмотра стереоскопического изображения на указанном принципе, стала представленная в 2008 году 50-дюймовая плазменная модель Samsung PS-50A470. Однако, стереоизображение можно получить и на компьютерном мониторе с повышенным быстродействием – это те модели, которые специально рассчитаны на пользователей, увлеченных компьютерными играми. Нужно лишь приобрести специальные очки, которые, кстати, не входят в комплект и для стереоскопических телевизоров.

Созданы беспроводные модели очков для просмотра стереоскопического видео. Они питаются от миниатюрного встроенного аккумулятора и получают синхросигнал по инфракрасному каналу связи.


Увеличить фото

Увеличить фото
Используется принцип поочередного отображения и для проекторов. В качестве примера можно привести стереоскопический проектор Projectiondesign F10 AS3D с частотой кадровой развертки до 190 Гц.

Наконец, если установленная у вас аппаратура отвечает определенным требованиям, то можно получить стереоскопическое изображение, использовав специальный видеопроцессор SENSIO S3D-100, в комплекте с которым идут стереоскопические очки. Это устройство, будучи подключенным к DVD-плееру (подходят не все модели), позволяет воспроизводить стереоскопические DVD.

К сожалению, в продаже стереоскопические DVD практически не встречаются. Поэтому все, чем пока приходится довольствоваться обладателям устройств для показа стереоскопических видеозаписей, это ролики, загруженные через Интернет и компьютерные игры.

Псевдостереоскопическое изображение

Создать эффект объемности изображения можно и при показе обычного видео. Поможет в этом… голография. Нет, конечно, голографическое телевидение, когда демонстрируемый объект не просто объемный, а его еще и можно рассмотреть с разных сторон, появится не скоро. Однако, понятие голографии более широкое, чем запись объемных образов.


Увеличить фото
Известны голографические пленки, которые с виду совершенно прозрачны, но при подаче на них луча света под строго определенным углом отражают его. Например, можно наклеить такую пленку на окно, она не будет мешать прохождению света, но при включении проектора окно превратится в экран. Подобные материалы выпускаются уже несколько лет, а теперь их придумали использовать для создания иллюзии объемного изображения.

При помощи голографического экрана можно создать изображение, которое будет как бы «висеть» в воздухе, не будучи привязанным ни к чему, даже к плоскости самого экрана. К тому же, голографическая пленка способна «поместить» изображение в реальную обстановку. Даже если сама картинка является плоской, это создает ощущение объема, иногда более сильное, чем при просмотре настоящих стереоскопических видеозаписей.

На прошедшей в конце 2008 года в Москве выставке, посвященной рекламе, посетители могли видеть стенд с лихо отплясывавшими промо-девушками. И только вплотную подойдя к стенду, они обнаруживали, что это всего лишь видеоролик. Картинка демонстрировалась на большом светодиодном экране, скрытом от глаз зрителей. Голографическая пленка отражала изображение, совмещая его с реально возведенной на стенде сценой. Когда на сцену поднимались реальные люди, они вполне могли танцевать с виртуальными девушками. А вновь подошедшие к стенду зрители начинали гадать, кто сейчас действительно находится на сцене, а кто является персонажем видеоролика. Вопрос решался, как только отключали видеосигнал – виртуальные девушки волшебным образом исчезали в пространстве.

Алексей Васильев




Оставить комментарий