СОВЕТЫ ПОЛЬЗОВАТЕЛЮ. ТЕЛЕВИЗОРЫ

Фоновая подсветка ТВ

"Смотреть телевизор в полной темноте - вредно!" Фраза-заклинание, известная всем с детства. Почему заклинание? Ну, хотя бы потому, что в большинстве случаев мало кому было понятно, по какой такой причине вредно. "Вредно и всё!" - говорило большинство родителей своим детям, а наиболее "продвинутые" добавляли: "Для глаз!" Так ли это на самом деле, и, если так, как можно этот вред нейтрализовать, или хотя бы уменьшить?

Вредно ли? Почему?
То, что просмотр телевизора в полной темноте как минимум "неполезен" сомнений сегодня ни у кого не вызывает. Это подтверждается как субъективным мнением большинства зрителей, так и проведенными исследованиями. Вряд ли стоит говорить о каком-то специфическом деструктивном воздействии такого просмотра именно на зрение, если только зритель не смотрит телевизор в упор. В таком случае вред зрению будет нанесен при любом внешнем освещении. Речь здесь идет в первую очередь о повышенной утомляемости, причины которой рассмотрим несколько далее. Постоянное утомление зрения и будет вести к его ухудшению.

Это подтверждают и специально проводимые исследования. Как относительные, так и абсолютные. Относительные - когда зрителям дают просмотреть довольно продолжительный (обычно - более часа) видеоролик сначала в условиях полного затемнения, а затем с некоторой освещенностью, после чего они делятся своими ощущениями. Абсолютные (максимально объективные) - когда проводятся медицинские измерения непосредственных реакций зрителя на внешние раздражения. Методы объективных исследований утомляемости сомнений вызывать не могут, так как отработаны еще на тестах для космонавтов: утомление и рассеяние внимания под воздействием различного рода внешних воздействий. Таких как повышенные перегрузки, необычная ориентация в пространстве и (наш случай) различные условия освещения рабочей области.

Утомление зрения обуславливается множеством причин. Контраст между картинкой и окружающим освещением будет слишком высоким, что вредно для зрения и в естественных условиях. Яркость экрана меняется динамически, в зависимости от сюжета. И резкие переходы от абсолютной темноты в комнате до очень яркой картинки заставляют глаза экстремально перестраиваться на пределе своих возможностей. Единственный яркий источник света в полной темноте, которым является экран телевизора, приводит к чрезмерной на нем концентрации внимания. Удержание внимания на таком уровне длительное время приводит к стрессу и общей усталости. Возможно, тут играют роль и психологические причины. Дело в том, что повышенные физические перегрузки или недостаток кислорода приводят к ослаблению периферического зрения (одно из объяснений "светового туннеля", видимого людьми, перенесшими клиническую смерть - кислородное голодание мозга). И практически полное исключение периферического зрения искусственно - в виде абсолютного затемнения вокруг телевизора - может подсознательно вызывать ассоциацию с опасностью.

Решение проблемы.
Наиболее простой и лежащий на поверхности способ решения проблемы - использовать внешнее освещение. Но и тут есть свои подводные камни. Если это основное потолочное освещение, то мы получим общую засветку экрана телевизора, что приводит к снижению контраста, особенно заметному на проекционных телевизорах. Использование настенных, напольных или настольных светильников (особенно со встроенными диммерами - регуляторами яркости свечения лампы) позволяет улучшить ситуацию. Но тут появляются новые проблемы - проблемы размещения такого рода светильников. Если светильники будут расположены позади зрителя, то высока вероятность появления бликов на экране телевизора. В случае, когда светильники расположены у той же стены что и телевизор, происходит отвлечение внимания от экрана на сами светильники. Из всего этого можно сделать вывод, что лучшим выходом было бы обеспечить фоновое освещение вокруг телевизора.

Задача: ненавязчиво осветить фон вокруг телевизора, чтобы задействовать периферическое зрение, не отвлекая внимания самим источником света. Решение: поместить лампу за телевизором и освещать заднюю стену. Вот так просто. И пространство вокруг экрана освещено, и источник подсветки прикрыт самим телевизором.

Фоновое освещение.
Самое очевидное решение - использование источников белого света позади телевизора для освещения стены. Поначалу люминесцентные лампы, а затем и сверх-яркие светодиоды белого цвета. Использование ламп накаливания нежелательно ввиду повышенного тепловыделения и габаритов. Используются как внешние светильники фоновой подсветки, самостоятельно размещаемые позади любого телевизора, так и встраиваемые в сами телевизоры источники фонового освещения. Преимуществами такого подхода являются простота и решение основной проблемы - снижение нагрузки на глаза.

Следующей идеей было получение цветной подсветки. Для светильников на основе ламп использовались профессиональные театральные светофильтры в виде пленок, встраиваемых в эти самые светильники. Светодиодные светильники позволили получить более элегантное решение. Вместо светодиодов с белым цветом свечения используются цветные светодиоды базовых цветов - красного, зеленого и синего. Это позволяет: во-первых - получать более трех цветов подсветки, комбинируя базовые цвета; во-вторых - динамически менять цвета во время просмотра. Основное отличие от предыдущей системы - возможность подобрать цвет подсветки по своему вкусу, не теряя основных преимуществ предыдущего решения.

Дальнейшим развитием идеи динамического изменения цвета подсветки стала система Ambilight (по-видимому, от ambient light - окружающий свет) от компании Philips. Цвет подсветки стало возможно менять не просто по произвольному закону, например - как в радуге, от красного до фиолетового, а на основе анализа картинки. Специальный процессор анализирует изображение "на лету" и меняет цвет подсветки в соответствии с преимущественным цветом в кадре. Иными словами, если изображение на экране телевизора поменяется от леса к небу, а потом перенесет нас в пустыню, цвет фоновой подсветки изменится от зеленого к синему, а затем станет желтым. Впрочем, в этих системах предусмотрено использование и постоянной (не меняющейся во времени) подсветки - белой или цветной.

Последние веяния в области фоновой подсветки - системы класса Ambilight 2. Картинка анализируется уже не просто на предмет оценки "какой цвет в кадре превалирует", а и какой в основном цвет расположен у какого края - правого и левого (цифра 2 в названии системы). Этакая "стереосистема" адаптации подсветки раздельно по правому и левому, а иногда - и верхнему, краям. Подсветка получается более динамичной, лучше передающей движение в кадре.

Совсем экстремальное решение в этой области - анализ цветов по всему периметру кадра. Цвет уже не является сплошным даже по отдельной стороне кадра, а зависит от картинки. Если в кадре присутствует луг и ясное небо, то боковая подсветка будет зеленой снизу и голубой сверху. И чем выше в небо будет подниматься камера, тем ниже будет опускаться голубой цвет фоновой подсветки по краям телевизора, вытесняя зеленый. В таких условиях, изображение зрительно расширяется за пределы телевизионного кадра. Внешняя граница области засветки не имеет резких границ, что придает изображению совершенно фантастический вид.

Несколько замечаний.
Использование фоновой подсветки - оптимальное решение для просмотра телевизора. При использовании динамически меняющейся цветовой подсветки следует учитывать два момента. Первый: в отличие от статичной фоновой подсветки, в "динамике" остается эффект перехода от абсолютно темной комнаты к максимально яркому изображению на экране. И эффект этот может быть еще более усилен фоновой подсветкой. Решение - яркость подсветки не должна убывать до нуля даже при абсолютно черном кадре. Второй момент: при использовании подсветки, цвет которой зависит от сюжета на экране, стена позади телевизора должна быть белой или нейтрально серой. Иначе суммарный цвет стены и подсветки может оказаться непредсказуемым, что разрушит саму идею такого решения.

Стоит помнить, что цветовой охват и контраст любого телевизора не покрывает всех возможностей человеческого зрения. Кроме того, телевизор все время расположен на одном и том же расстоянии от зрителя и глаза сфокусированы на постоянное расстояние, что также утомляет зрение. Ведь в жизни мы постоянно фокусируем зрение на предметах, находящихся на различном расстоянии от нас. Как бы правильно мы не смотрели телевизор, не стоит этим злоупотреблять.

Арсен Газимагомедов




Оставить комментарий

Всего комментариев 1

VALKAR
24 октября 2011, 01:02
Смотреть телевизор или монитор в темноте гораздо приятнее, чем с подсветкой. К тому же зачем смотреть прямо в экран так долго, чтобы уставали глаза? Можно же моргать или чуть отводить взгяд.